Трагикомичная эпопея Смольного по выбору проекта транспортного обеспечения Пулково спустя восемь лет раздумий и метаний вновь пришла к самому скромному варианту. Как выяснила «Фонтанка», в 2015 году КРТИ намерен оборудовать выделенную автобусную линию, которая свяжет аэропорт и станцию метро «Московская». Проект скоростной электрички остался без федеральных денег, а скоростной трамвай, как показали расчеты комитета по инвестициям, обойдется в неподъемные для эпохи кризиса деньги – 14,7 млрд рублей. Метро еще более маловероятно.
В 2015 году Дирекция по организации дорожного движения объявит конкурс на проектирование, а затем и оборудование выделенной автобусной линии между Пулково и станцией метро «Московская». Как рассказали «Фонтанке» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, по своему типу она будет напоминать выделенную линию на Невском проспекте, то есть отделять проезжую часть делиниаторами – пластиковыми барьерами высотой около 10 см – не планируется. Стоимость работ еще не определена, но, как обещают в комитете, она будет небольшой: подрядчик должен будет нанести дорожную разметку и развесить соответствующие знаки.
Единственной проблемой в Смольном называют сужение проезжей части под железнодорожным мостом, расположенным рядом со станцией Аэропорт. Летом 2014 года тогдашний и.о. председателя КРТИ Анатолий Мишанов заявил, что Смольный ведет переговоры с РЖД, чтобы монополия реконструировала данный участок. Высокопоставленный собеседник в транспортном блоке городского правительства недавно заявлял корреспонденту «Фонтанки», что РЖД, в принципе, не против этой идеи. Оперативный комментарий самой компании относительно этой ситуации получить не удалось.
Все другие амбициозные проекты городского правительства, похоже, пока останутся только на бумаге. В декабре компания «Петербургские дороги» завершила работы по актуализации старого проекта по строительству линии скоростного трамвая от Пулково до Московского вокзала. Заказчиком работ выступил комитет по инвестициям, цена контракта – 40 млн рублей. Проектировщик должен был пересчитать стоимость строительства с учетом того, что теперь трамвай планируется пустить не до Московского вокзала, а до станции метро «Купчино».
В итоге, по расчетам ЗАО «Петербургские дороги», строительство линии длиною 11 километров обойдется в 14,7 млрд рублей (без НДС – 12,5 млрд). Одним из самых дорогих участков станет эстакада над кольцевой в районе 5-го Предпортового проезда. В целом один километр будет стоить около 700 млн рублей. Депо, которое будет находиться в Шушарах, оценено в 2,3 млрд, подвижной состав – 2 млрд рублей. Расчетное количество пассажиров – 15,8 тысячи человек в сутки.
Сейчас доработанный проект планируется направить на экспертизу, после чего его будут согласовывать с профильными ведомствами Смольного. Для строительства линии город намерен привлечь частный бизнес, будет проведен концессионный конкурс: инвестору предложат эксплуатировать линию в течение 23 лет, после чего передать ее городу. Как уверяют собеседники в комитете по инвестициям, интерес со стороны компаний к этому проекту есть. Хотя не совсем понятно, насколько он может быть рентабельным во время кризиса. Если заявленный пассажиропоток в 15,8 тысячи человек в сутки будет стабильным, то при стоимости проезда в 100 рублей ежегодный доход концессионера составит 580 млн рублей. За 23 года выручка составит 13,2 млрд рублей, но львиную долю этих средств придется направлять на оплату электроэнергии, обслуживание и ремонт подвижного состава, зарплату и прочие расходы. Теоретически часть затрат на строительство мог бы взять на себя город, однако, как отмечают наблюдатели, в условиях кризиса и грядущего секвестра бюджета это весьма туманный вариант.
Другой проект транспортного обеспечения Пулково – скоростная электричка «Аэроэкспресс» – пока не обеспечен финансированием. Требуемые 14 млрд не готово вложить ни федеральное правительство, ни РЖД. Летом в Интернет утекла переписка между директором по развитию ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Дмитрием Руденко и вице-премьером Аркадием Дворковичем, в котором представитель аэропорта спрашивал курирующего чиновника, готова ли Москва помочь с этим проектом. «Пока подумать об альтернативах», – ответил тогда Дворкович.
Напомним, что строительство линии скоростного трамвая от Пулково до Московского вокзала стоимостью 17 млрд рублей должно было начаться в 2012 году. Однако после прихода в Смольный Георгия Полтавченко проект был заморожен. Городское правительство долго приглядывалось к предложению РЖД построить «Аэроэкспресс» и параллельно рассматривало возможность строительства метро от «Проспекта Ветеранов» до Пулково за 34 млрд рублей. В итоге в 2013 году город подал в федеральное правительство заявку на софинансирование строительства подземки, а не скоростной электрички, хотя Министерство транспорта поддерживало последний проект. По этой причине «Аэроэкспресс» не был включен в программу подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. В ноябре 2013 года губернатор вновь высказался за линию трамвая, а весной вновь склонился в сторону «Аэроэкспресса». Сейчас, похоже, в городском правительстве готовы взяться за любой проект, на который найдутся деньги. Но в условиях кризиса придется довольствоваться лишь автобусной линией.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»