С начала декабря петербуржцы оставили у себя почти 1,8 млн жетонов для проезда на метрополитене. В среднем в день во второй половине декабря граждане уносят домой по 80-100 тысяч жетонов, хотя обычная цифра существенно меньше – 10-15 тысяч. В этих условиях метрополитен ограничил продажу до минимума – один жетон на руки. Однако это не останавливает граждан, которые готовы отстаивать длинные очереди в ожидании повышения стоимости проезда с 1 января.
Повышенный спрос на жетоны возник в начале декабря, когда Смольный еще официально не утвердил повышение тарифов на проезд в 2015 году, но информация о нем уже появилась. Тогда же ГУП «Петербургский метрополитен» ввело ограничения на продажу жетонов. В официальном изложении пресс-службы эта мера описывается следующим образом: кассир вправе самостоятельно принять решение об ограничении, если граждане массово покупают жетоны, явно запасаясь впрок, и есть угроза, что в условиях часа пик их не останется в кассе.
Первоначально петербуржцам продавали не больше двух "монет" для прохода в метрополитен, однако в последние дни, по сообщениям читателей, на некоторых станциях введено максимальное ограничение – только одна "монетка" в руки. При этом автоматы для их продажи отключены.
Впрочем, это, судя по всему, не останавливает горожан, которые выстаивают длинные очереди, чтобы купить жетоны про запас: с 1 января они будут стоить уже 31 рубль, а не 28, как сейчас. Многие спрашивают у кассиров, почему введены данные ограничения, и требуют показать письменное указание руководства. Однако, как рассказывают очевидцы, работники подземки говорят, что распоряжение было устным. Официально в ГУПе сейчас заявляют: кассиры продают не больше трех жетонов, то есть могут дать как два, так и вовсе один. «Все зависит от того, сколько монет осталось в данной конкретной кассе», – отмечают в подземке.
Огромные очереди уже стали поводом для шуток в блогах. «В стране наступает апокалипсис не тогда, когда евро стоит 120 рублей, а когда можно купить только один жетон», – пишет пользователь @whitewhichwitch. «Обменяю доллары на жетоны», – шутит @AveMisha. «В Питере, говорят, народ инвестирует в жетоны в метро, так как скоро подорожание. Предлагаю сделать жетоны криптовалютой», – отмечает @chistpost. Наконец, @Fund_64 констатирует: «Вы все "греча, греча", а тут народ в жетоны вкладывается».
По статистике комитета по транспорту, с 1992 года Монетный двор выпустил около 40 млн жетонов. Правда, на 1 декабря в кассах было лишь около 1,15 млн жетонов и еще 200 тысяч – в резерве. Как объясняют в Смольном, остальная часть (почти 39 млн) была либо выведена из обращения, либо осталась у населения, в том числе у туристов. В середине декабря в кассы поступили еще 1,3 млн монет из нового тиража (еще 1,7 млн поступят в январе).
С начала месяца и по 25 декабря граждане купили уже около 1,8 млн жетонов. В среднем в день граждане уносят с собой, а не оставляют в турникетах, примерно 80-100 тысяч жетонов. В обычные дни, когда не наблюдается массовый ажиотаж, эта цифра существенно ниже – 10-15 тысяч. Еще один факт, характеризующий повышенный ажиотаж: если в обычные дни сотрудники метрополитена достают жетоны из турникета один раз в день, обычно – вечером, то сейчас – по пять раз в день.
Отметим, что подобная ситуация наблюдается практически каждый год накануне повышения цен на проезд. При этом у граждан уже давно есть альтернатива: они могут приобрести карту «Подорожник» и положить на нее любую сумму денег, которая будет храниться в течение трех лет. При этом первые десять поездок стоят на 1 рубль дешевле, нежели один жетон, а затем скидка увеличивается. Очередей к автоматам по пополнению «Подорожников» не наблюдается, в чем корреспондент «Фонтанки» лично убеждался много раз. Но граждане все равно стоят за жетонами.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»