Сейчас

-16˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-16˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -19

0 м/с, штиль

756мм

88%

Подробнее

Пробки

1/10

Чему не учат в России: искусствоведение

141

- Для выпускницы кафедры финно-угорской филологии СПбГУ решение об учебе в Финляндии, видимо, было не случайным?

- Да, "пальцем в небо" - точно не мой вариант. Я долго занималась финским языком, потом в магистратуре по программе "арт-критика" в Смольном институте свободных искусств и наук СПбГУ изучала художественную жизнь Финляндии и Хельсинки в частности. Выбор очередного места обучения был очевидным. Он просто объединил два моих научных интереса.

Я поступала одновременно в Стокгольмский университет на подобную программу Curating Art, только на английском. Туда меня не взяли, а в Хельсинки взяли. И это было во многих смыслах хорошо: бесплатно, в отличие от Стокгольма, ближе к дому, еще и на финском, который я знаю лучше английского.

ПоделитьсяПоделиться

- Что требовалось для поступления в Академию?

- На первом этапе необходимо было портфолио, мотивационное письмо, резюме и документы (копия переведенного и заверенного диплома и выписки из учебной карточки), на втором - собеседование. В сравнении с поступлением, скажем, на филфак, эти требования были более чем мягкими.

- На каком языке ведется обучение?

- На финском и английском. У меня в группе шесть человек, все финны. На остальных отделениях (живописи, скульптуры, графики и медиа-арта) учится много студентов по обмену. Из Англии, Испании, Эстонии, Кореи, Балтийских стран. Обучение на моей и других программах состоит из курсов на финском и английском, есть приглашенные преподаватели из Бельгии, Швеции, например, которые не говорят на финском. Поэтому и получается, что рабочих языков два.

- Какие предметы тебе особенно интересны?

- Семинар “Искусство, пространство, текст” - о том, как воспринимать искусство через текст и писать о нем.

Еще у нас есть семинар, на который часто приходят художники и кураторы, работники разных институций или мы идем на занятие в музей. Одно из них было в Киасме, в отделе консервации и логистики. Две очень милые женщины рассказывали о логистике произведений искусства для выставок и о том, как, например, приходится "чинить" произведения, если во время транспортировки они были повреждены. Иногда консерватор вынужден буквально возвращать произведение к жизни из-за того, что художник не рассчитал прочность и долговечность материалов. Так часто случается с работами, которые находятся в каких-то емкостях с водой и начинают покрываться плесенью и т.д.

- А чем образовательный процесс отличается от российского?

- Главная особенность европейского образования, особенно в магистратуре, в том, что больше половины обучения составляет самостоятельная работа.
Очень отличаются отношения студент-преподаватель, в которых нет культа авторитета. И практически отсутствует контроль. Еще нет устных экзаменов, только эссе. Для меня это плюс, потому что готовить билеты за время обучения в России я просто устала.

Все семинары и даже некоторые лекции проходят в формате дискуссии, вопросы всегда приветствуются, мнение каждого очень важно.
У нашей академии есть две галереи, где студенты, которые учатся на художников, скульпторов могут проводить свои выставки, а студенты-кураторы, соответственно, их курировать. Получается очень правильный и ценный диалог. В Смольном у нас такого пространства не было. О техническом оснащении просто скажу, что в компьютерном классе стоит 15 новых макбуков.

ПоделитьсяПоделиться

- Чем художественная жизнь Хельсинки может быть интересна жителю Петербурга, города с немалым культурным богатством?

- Она интересна по крайней мере тем, что в городе есть музей современного искусства - Киасма. В Петербурге такого музея, к сожалению, пока нет. Как-то прочла статью Льва Лурье, где он писал, что во времена Довлатова ближайший в Петербурге бар находился в Хельсинки, а сейчас в Хельсинки находится ближайший музей современного искусства.

- А как же "Эрарта"?

- С Киасмой его даже сравнивать нельзя, это в корне разные институции. "Эрарта" - частный музей, коллекция которого, как я понимаю, была собрана и пополняется согласно предпочтениям и вкусам того, кто музеем владеет.
И насколько я помню, больше половины экспозиции - живопись. Как музей может называться "современного искусства", если всем известно, что живопись "умерла" еще в прошлом веке. В "Эрарте", кажется, нет ни одного европейского имени, тем более известного европейского имени. В этом случае он должен быть "музей современного русского искусства".

В Петербурге с его эрмитажными и русскомузейными коллекциями прекрасно изучать историю искусства. Хельсинки такими богатыми коллекциями похвастаться не может. В Петербурге нет музея современного искусства, но само искусство-то есть. Только, к сожалению, государство его финансово не поддерживает. В Финляндии же существует целая система по поддержке и развитию современного искусства. Художники получают от государства стипендии, резиденции. Государство финансирует, в частности, Киасму и многие другие музеи. Поэтому и учиться кураторству лучше за границей.

- А после учебы? Каковы перспективы трудоустройства?

- Во-первых, после магистратуры в Академии можно продолжить учиться на PhD. А во-вторых, в Хельсинки хотят открывать филиал музея Гуггенхайма и расширять музей Амоса Андерсона. Очень надеюсь, что они обеспечат рабочими местами.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close