Страховые компании должны возмещать утрату товарной стоимости разбитых автомобилей, а также расходы на их эвакуацию, платить за поврежденную недвижимость и так далее. Разъяснения по этим и другим спорным вопросам применения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) 29 января утвердил пленум Верховного суда России.
Служители Фемиды напоминают, что страховая компания обязана исполнять обязательства по полису даже если ее агент или брокер не перечислил полученное от клиента вознаграждение или несанкционированно использовал бланки. Вместе с тем страховщик или его представители вправе заявить о хищении чистых бланков и отказаться выплачивать возмещение владельцам оформленных на них полисов (проверить действительность страхового договора клиент может через сайт Российского союза автостраховщиков).
К имущественному вреду относится не только стоимость ремонта автомобиля: в рамках ОСАГО в установленных лимитах страховщик должен возместить все обусловленные аварией иные затраты, в том числе на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, его хранение, доставку пострадавшего в лечебное учреждение и иные накладные расходы. Также оплачивается восстановление поврежденного дорожного знака или ограждения, причиненный объектам недвижимости или оборудованию АЗС вред, стоимость поврежденного груза и так далее.
Вместе с прямым материальным ущербом страховщик обязан возместить и утрату товарной стоимости (преждевременное ухудшением внешнего вида, ресурса агрегатов и прочие). Причем соответствующая выплата причитается в том числе когда страховая компания самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля на партнерской станции технического обслуживания. Кроме того, именно страховщик несет ответственность за исполнение таким автосервисом сроков ремонта и качество выполняемых работ. В частности, обязательства выдавшей полис ОСАГО компании считают исполненными только в момент возврата владельцу восстановленного транспортного средства, а задержка грозит взысканием неустойки из расчета 365 процентов годовых.
Также определено, что при невозможности на основании документов ГИБДД установить вину участников дорожно-транспортного происшествия, выплата производится в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. В спорных ситуациях суд, рассматривая иск о взыскании недостающей суммы выплаты, вправе оценить степень вины водителей столкнувших автомобилей. «Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено», – отмечается в постановлении Верховного суда России.
Напомним, что купившие полисы ОСАГО после 1 октября минувшего года вправе претендовать на компенсацию ущерба в размере до 400 тысяч рублей. Лимит выплаты по «европротоколу» увеличен с 25 до 50 тысяч рублей, а в случае фиксации аварии с помощью фото- видеосъемки и навигаторов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области это ограничение не применяется.
По последним данным статистического ведомства, в городе и области зарегистрировано 2,8 млн автомобилей, в том числе почти 2,3 млн легковых. За 9 месяцев минувшего года в региона произошло более 9 тысяч дорожно-транспортных происшествий, выплаты страхового возмещения оцениваются в 4,1 млрд рублей (то есть в среднем по 450-460 тысяч рублей за аварию). ОСАГО в Северной столице остается рентабельным видом деятельности – уровень выплат достигает 58 процентов.