Полисы ОСАГО можно купить только с довеском в виде другого, ненужного страхового продукта, или со скандалом. Страховые агенты моментально теряют интерес, если с ними заводишь разговор об «автогражданке». И это реальность ряда российских регионов, которая может прийти в Петербург. Уже с конца 2015 года.
О снижении интереса страховщиков к ОСАГО можно судить по падению неофициальной комиссии, которую компании платят посредникам в Петербурге. Если еще год-два назад агент на полисе «автогражданки» мог заработать и 25, и даже 35% от стоимости, то сейчас вознаграждение существенно снизилось. Большинство компаний придерживается установленной законом нормы 10%, некоторые накидывают еще 5%, редко 8.
Постоянный рост стоимости запчастей, грамотные автоюристы, потребительский терроризм – всё это приводит к удорожанию средней выплаты. Впрочем, некоторые компании сами спровоцировали ситуацию по развитию рынка автоюристов, тотально занижая выплаты.
За примерами, как ситуация в дальнейшем может развиваться в Петербурге, далеко ходить не надо – водители ряда областей Северо-западного округа испытывают серьезные проблемы в покупке автогражданки. Так купить ОСАГО в Мурманске сейчас проблематично, в городе их острый дефицит. Мошенники нашли выход как ликвидировать дефицит и продают фальшивые бланки.
Также в Мурманской области страховщики принуждают водителя купить вместе с ОСАГО другой продукт – полис от несчастного случая. Несогласный с «допуслугами» рискует вообще оказаться без ОСАГО. Напрямую автомобилистам не отказывают, просто выясняется, что в офисе «внезапно» закончились бланки.
Ненамного лучше дела обстоят в Вологодской области. Например, осенью минувшего года Вологодское управление ФАС оштрафовало директора филиала ООО «Росгосстрах» на 15 тысяч рублей. Автомобилисты жаловались, что «Росгосстрах» при оформлении договора ОСАГО вынуждал их покупать страховку «Фортуна Авто» за 1000 рублей. А в конце сентября 2014 года вологодский филиал «Росгосстрах» уже был оштрафован на 300 тысяч рублей за такое же навязывание дополнительных видов услуг страхования при покупке полисов ОСАГО. Понятно, что такие штрафы гиганту – как слону дробина. Но само наказание показывает уровень проблемы – «Росгосстрах» имеет разветвленную сеть продаж по регионам еще со времен СССР и поэтому именно он под ударом. Другие компании поступают проще: сворачивают в центральных городах немногочисленные офисы продаж и максимально затрудняют покупку, отсылая посетителей в неудобные места.
«Необходимо пересмотреть коэффициенты – для тех регионов, где убыточность выше 100%, имеет смысл определить коэффициенты в зависимости от стажа вождения. В каких-то регионах рост будет в 2-3 раза, где-то – 10%, – считает руководитель департамента тарифной политики СГ «Уралсиб» Петр Педенко. – Стоит учесть стоимость услуг СТОА и уровень активности автоюристов. За последние два года стоимость запчастей выросла минимум на 15-20%, средняя выплата по ОСАГО по итогам 2014 года увеличилась на 46% по сравнению с 2012 годом».
Что касается Петербурга, то он может встать в один ряд с другими регионами из-за реформы ОСАГО. Так в октябре выросли лимиты на «железо», правда, с одновременным ростом тарифов на 25%.
С 1 апреля повышаются страховые суммы по возмещению вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП и базовые тарифы ОСАГО будут пересмотрены еще раз, но насколько пока неизвестно. В законе главное изменение: выплаты пострадавшим будут выплачиваться независимо от стоимости лечения по таблице травм как по страхованию от несчастного случая. «Поэтому, размер каждой подскочит в разы, – уверена Татьяна Долинина, директор по PR группы АСК. – Если сейчас доля «жизни» в выплатах по ОСАГО около 3%, то она будет увеличиваться в 5-10 раз. Рост обращений и выплат будет постепенным, так как нововведение будет действовать только для полисов, купленных после 1 апреля, но неуклонным».
Законодатели действуют по отношению к страховщикам методом «кнута и пряника»: повышают тарифы, но при этом пытаются их принудить к продажам. Так депутаты Госдумы могут внести изменения в действующее Положение о правилах ОСАГО, обязав страховщика заключать договор в течение трех дней с момента обращения клиента.
В компании «Альфастрахование» признают, что количество автовладельцев, желающих приобрести полисы ОСАГО, резко возросло со второй половины прошлого года и по этой причине в компании не поддерживают данную инициативу, она не учитывает текущей ситуации на рынке.
Частично снизиться проблема «нехватки» полисов может уже к 1 июля, когда вместо «бумажного» можно будет оформлять электронный полис ОСАГО. «Все будет зависеть от того, как быстро наши граждане освоят данный канал покупки, – рассуждает Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование». – Количество людей, которые приобретают страховые продукты онлайн, хоть и постоянно растет, но в настоящий момент это все еще очень небольшая доля наших граждан».