Российские потребители уже привыкли к упаковке с пейзажем, надписью "Свежесть финского утра", флагом Финляндии и даже какими-то финскими словами. Всё вышеперечисленное плюс фраза "Изготовлено под контролем Fin cheese company, Finland", как предполагают антимонопольщики, заставляли думать, что продукт произведён в той самой Стране тысячи озёр. Усомниться и внимательно прочесть название страны-производителя мелким шрифтом, думается, приходило в голову далеко не всем.
Один из журналистов "Фонтанки", который масла и вовсе не ест, рассказал, как после введения продуктового эмбарго пошёл "затариться" заморскими продуктами, пока они ещё не исчезли с полок магазинов, и... приобрёл несколько упаковок этого самого масла - "Тысяча озёр", - думая, что оно производится в Финляндии.
В ФАС признали, что элементы оформления, указывающие на Финляндию, "в совокупности создавали у потребителей впечатление, что масло произведено именно в этой стране". Это подтверждают и в финской компании Valio: "Вот уже пять лет Valio обращает внимание покупателей на то, что неформальное название Финляндии "1000 озер" (именно так в комментарии компании Valio написано это название. – Ред.) на упаковках масла ни к Valio, ни к Суоми отношения не имеет, а использование финского языка и флага – попытка запутать покупателя, - рассказали в пресс-службе Valio Russia. - Увы, жалобы на такую продукцию все равно приходили на наше имя".
На самом деле изготовитель масла ООО "Финниш Милк Компани" находится в России, сообщает ФАС, а реализует продукцию этого предприятия также российская компания - ООО "Невские молокопродукты". В ходе рассмотрения дела в ФАС они представили новую упаковку своей продукции, на которой больше не размещается связанная с Финляндией информация. Поэтому, хоть ведомство и признало действия ООО "Невские молокопродукты" и ООО "Финниш Милк Компани» нарушением ст. 14 Закона о защите конкуренции, предписание решило не выдавать. Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения административного дела в отношении организаций, допустивших нарушения.
Согласно ст. 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств или в отношении его производителей. Согласно ст. 14.33 КоАП РФ за нарушение ст.14 Закона о защите конкуренции предусмотрен штраф на юридическое лицо в размере от 100 до 500 тыс. руб.
Из сообщения УФАС по Санкт-Петербургу
В группе компаний "Невские сыры", которая занимается продвижением марки "Тысяча озёр", оперативно комментарий предоставить не смогли, но обещали рассказать о своей позиции чуть позже. Мы обещаем опубликовать комментарий, как только его получим.
Как уже писала "Фонтанка.fi", когда темой имитации заинтересовались финские журналисты, они нашли в российских магазинах "финские" сливочное масло, сыр, яйца, хлеб, майонез и даже пельмени. Чаще всего, чтобы сделать товар более "финским" на вид, играют с названием и дизайном. Так, "Валио" превращается в "Валю", на упаковках появляются надписи на финском или на шведском (а порой и вперемешку), традиционные финские пейзажи с озёрами, оленями и т. п.
“Похожие образы вновь возникающих и напоминающих наш логотип торговых марок не имеют ничего общего с компанией, а лишь эксплуатируют представления наших покупателей о популярном бренде. Качество продукта, которое мы получаем благодаря многолетнему опыту и стандартам производства, невозможно получить просто путем копирования упаковки”, - возмущаются в Valio.
В самой Финляндии правила указания страны-производителя довольно строгие. Если происхождение продукта иностранное, но упакован он в Финляндии, это должно быть указано на упаковке. Здесь есть свои нюансы. Маркировка страны происхождения на продуктах сельскохозяйственной продукции требуется только в том случае, если покупатель может принять продукт за финский: к примеру, на упаковке с чёрным перцем это указывать не обязательно — все знают, что он не растёт в Финляндии, а вот иностранная смесь замороженных ягод - другое дело.
Что касается флага Финляндии, то на сайте Агентства безопасности продукции Evira написано следующее: "Флаг Финляндии может использоваться как символ того, что продукт финский, отечественный. Продукт как с точки зрения места производства, так и сырья должен быть отечественным полностью или частично, в противном случае использование флага вводит потребителя в заблуждения".
Какие же товарные знаки помогают визуально определить, что продукт произведён в Финляндии?
Знак "Финский продукт" (Hyvää Suomesta) может использоваться, если не менее 75% сырья - финское. Входящие в состав продукта мясо, рыба, яйца и молоко должны быть полностью финскими. Продукт, состоящий из одного ингредиента, должен также быть на 100% финским. Применение знака добровольно, пользоваться им могут действующие в Финляндии производители, изготавливающие продукты питания. Владелец и администратор знака "Финский продукт" – финляндский центр информации о пище «Финфуд» (Ruokatieto Yhdistys ry). Знаком "Финский продукт" отмечено около 8000 продуктов.
Автор знака – профессор Кюёсти Варис. На нем изображены национальная птица Финляндии, лебедь-кликун, и флаг Финляндии. Знак был опубликован в декабре 1993 года. В 2012 году к знаку присоединили новый текст "Продукты питания с родины". Он помещен на флаге вокруг первоначального знака "Финский продукт". Знак Hyvää Suomesta – зарегистрированная торговая марка. Для экспортных рынков созданы в конце 2012 года английские и русские версии знака Hyvää Suomesta.
Знак «Финский ключ-флаг» присваивается произведенным в Финляндии товарам, но не гарантирует отечественное происхождение сырья. При присвоении этого знака учитывается, например, сырье, упаковочные материалы, издержки на маркетинг и инвестиции. Требование отечественного компонента, т. е. доля отечественной добавленной стоимости в себестоимости товара, составляет не менее 50%. При представлении права на использование знака в отношении услуги наряду с требованием отечественного компонента учитываются также другие факторы, в частности финский дизайн. Знак принадлежит Финской рабочей ассоциации (Suomalaisen Työn Liitto).
Sirkkalehtilippu ("Семядоля-флаг") — знак качества, который могут использовать финские фермеры, которые выращивают свою продукцию в соответствии с определёнными принципами. Владелец — ассоциации Kotimaiset Kasvikset ry («Отечественные овощи»).
Maakuntien Parhaat ("Лучшие в регионе") — этот знак качества используют малые предприятия, у которых велика доля отечественного производства (не менее 80% от стоимости затрат на сырьё и рабочую силу, основное сырьё должно быть на 100% финским). Владелец — Ассоциация ПроАгрия (ProAgria Keskusten Liittо).