Убытки и новый менеджмент
Согласно свежим отчетам от 13 февраля, убытки концерна "Стокманн" за прошлый год составили почти 43 млн евро, тогда как в 2013 году прибыль компании была 54,4 млн евро. Если посмотреть на фондовый рынок, то прибыль на акцию (EPS) концерна снизилась на 0,53 евро в 2014-м, тогда как в позапрошлом году этот показатель был 0,51 евро в плюсе. При этом продажи компании падают, в феврале они снизились уже на 15%.
Но на фоне таких неблагоприятных показателей 10 ноября 2014 года у "Стокманна" появился новый генеральный директор - швед Пер Телин (Per Thelin), который имеет репутацию талантливого кризис-менеджера и известен своим умением сокращать расходы. Чем, собственно, компания под его руководством и занялась. Так, согласно новой программе повышения эффективности, экономить необходимо до 50 млн евро ежегодно.
Что же собирается предпринять "Стокманн"?
Закрытие магазинов по обе стороны границы
В конце прошлого года "Стокманн" собирался закрыть 41 магазин сети одежды Seppälä, но 2 февраля стало известно, что все оставшиеся 100 магазинов решило выкупить их бывшее руководство.
Планы по закрытию коснутся и четырех магазинов "Стокманн": трех в России и одного в Финляндии. Собственно, уже объявлено о закрытии трех московских магазинов концерна до конца 2016 года. Все они находятся в торговых центрах "Мега". Также под сокращение попадет российская сеть из 19 магазинов женской одежды Lindex.
Нелегкое утро пятницы, 13 февраля, выдалось для 230 сотрудников (из них 90 работают полный день) универсама "Стокманн" в Оулу, когда стало известно о возможном закрытии и их магазина. Переговоры о сокращении персонала уже ведутся. Хотя договор аренды здания, которое "Стокманн" снимает в Оулу, заканчивается через два года, порядок цен и возможное повышение арендной платы в компании считают невыгодным. Универсам страдает как от общего снижения покупательной способности самих финнов, так и от уменьшения числа российских туристов.
Подразделения - на аутсорсинг, "Стокманн-гастроном" - отдельная сеть
Одна из антикризисных мер "Стокманна" - оценка деятельности всех подразделений компании в целях сокращения издержек. В результате под сокращения уже попало подразделение электроники и техники. Теперь это направление будет отдано на аутсорсинг сети магазинов Expert. Возможно, так компания поступит и с другими своими отделениями.
У "Стокманн-гастроном" может быть особая судьба, потому что путем увеличения именно продовольственного отдела и интернет-продаж в свое время пошли большие британские универсамы: John Lewis и Marks & Spencer, которые по формату напоминают своего финского собрата. Конечно, финский рынок продуктов питания - это особый случай, где почти 80% делят две компании, тогда как доля "Стокманна" около 1,3%.
Однако, по мнению аналитиков издания Helsingin Sanomat от ноября 2014 года, "Стокманн" мог бы расширяться в тех нишах, где конкуренты его не достанут: это, во-первых, эксклюзивные товары и высококлассное обслуживание, а во-вторых, онлайн-торговля продуктами питания. Также возможно сделать "Стокманн-гастроном" более ориентированным на россиян, например открыв отделение в Лаппеенранте. Однако тогда менеджер по развитию магазина Туве Вестермарк (Tove Westermarck) не стала комментировать подобные планы, отметив, что "Стокманн-гастроном" - это часть универсама.
Но уже в феврале 2015 года генеральный директор бренда Пер Телин в интервью бизнес-изданию Kauppalehti заявил, что главное для компании сейчас поправить финансовые показатели, и "Стокманн-гастроном" в этой связи может расшириться как сеть. Однако никаких деталей предстоящей экспансии продуктового подразделения господин Телин не раскрыл.
"Стокманн" и Россия
У "Стокманна" масштабные планы сокращений именно в России, поэтому важно проследить изменяющиеся отношения концерна и нашей страны. Можно предположить, что во многом предыдущая стратегия "Стокманн" в России базировалась на фразе бывшего гендиректора Ханну Пентиля (Hannu Penttilä), который в одном из интервью сказал, что они работают тут с 1989 года и видели и танки на улицах, и как рубль обесценился на 75% за две недели, так что, мол, к российским кризисам им не привыкать.
Нынешний же гендиректор компании швед Пер Телин, как метко заметило издание Taloussanomat, не может позволить себе такого терпения и спокойствия, какое было у его предшественника - "ветерана торговли с восточным соседом". При этом господин Телин известен своим талантом сокращать издержки в кризисной ситуации, как на днях "Фонтанке.fi" его охарактеризовал Тармо Суомалайнен (Tarmo Suomalainen), директор представительства Финско-российской торговой палаты в Санкт-Петербурге. Он же предположил, что, несмотря на все сокращения, из России финны все же не уйдут. Сам же Пер Телин в комментарии Talouselämä заявил, что его оценки российского рынка являются "очень пессимистичными", поэтому концерну "Стокманн" необходимо быстро менять свой курс в нашей стране.