Проезд на автобусе «зайцем» дорого обошелся студентке Института культуры. Прогулы в вузе, 45 минут публичной экзекуции и сомнительная слава в прессе. Административная комиссия Василеостровского района так рьяно подошла к процессу воспитания безбилетного пассажира, что теперь данные всех его участников наверняка станут известны Георгию Полтавченко. Отец девушки пишет гневное письмо в адрес губернатора. Неизбежность доведения челобитной обусловлена именем родителя — звезды постсоветской эстрады Юрия Охочинского.
Студентка Института культуры Наталья Охочинская 17 декабря 2014 года ехала автобусом № 7 с Васильевского острова в центр города. Приложив проездной к валидатору, села на сиденье. То ли не заметила, что поездки закончились, то ли сделала вид, что не заметила. Через минуту к ней подошли двое контролеров и попросили паспорт. «Я, дурочка, дала им его. Предложила заплатить за проезд, но они составили акт о правонарушении», — говорит она.
Через полтора месяца, 29 января, из почтового ящика Охочинские извлекли приглашение на заседание административной комиссии с пометкой «явка обязательна» и датой заседания – 27-го января. В администрации после телефонного звонка пошли навстречу и перенесли рассмотрение на 10 февраля. Наталья Охочинская поехала с матерью Анной.
«В кабинете было 12 человек (по версии администрации района, 9 человек. — «Фонтанка»), — рассказал «Фонтанке» Юрий Охочинский. — По центру — стул, лобное место. Жену не пустили, она все слушала из-за двери, дочь посадили, и начался перекрестный допрос: «На каком автобусе ехали, по какому маршруту, почему не оплатили». Дирижировал этим процессом господин Нерчук, председатель комиссии. Повышал голос, кричал, внушал чувство вины. Все это дело фиксировал фотограф. Дочь попросила прекратить съемку, однако Нерчук сказал: «Это не ваше дело» – и съемка продолжилась. Через 45 минут, когда в результате допроса у дочери начался нервный срыв и она заплакала, ее выставили за дверь».
Уроженец Ленинграда Юрий Охочинский известен в первую очередь старшему поколению. В 1983 году он спел песню «Не расстались мы», после чего через два года получил от СМИ имя «Лучшего молодого певца года». В дальнейшем пел романсы, лирические песни и Фрэнка Синатру, вел музыкальные телепередачи и выступал на радио. В 2003 году озвучил документальный телесериал «Звезды эфира» об истории радио и телевидения. Первый фильм был посвящен главному диктору СССР Юрию Левитану.
Юрий Охочинский теперь пишет письмо члену Общественной палаты Петербурга Сергею Федорову с просьбой поставить в известность губернатора Георгия Полтавченко о том, «какой беспредел творится на этой комиссии». «Господину Нерчуку повезло, что меня там не было. А то я бы сейчас вам рассказывал обо всем уже из «Крестов». Поразмазал бы их всех там по стенке», — сказал Охочинский.
По словам возмущенного родителя, его дочери отказали даже в просьбе выписать справку, чтобы она могла оправдать прогулы в институте. Якобы председатель комиссии заявил, что не просто не выпишет такую бумагу, а, напротив, документально поставит в известность ректора о вопиющем факте безбилетного проезда студентки Охочинской.
Оставивший столь неприятные впечатления у девушки Николай Нерчук занимает в администрации Василеостровского района должность руководителя отдела законности, правопорядка и безопасности. Помимо него в состав комиссии входят представители муниципальных образований, службы судебных приставов, общественного совета районного управления МВД. Перечень рассматриваемых дел включает такие статьи административного кодекса Петербурга как, например, нарушения в области благоустройства, продажа товаров в запрещенных местах, несанкционированная реклама.
«Фонтанка» связалась с Николаем Нерчуком и попыталась услышать его версию произошедшего.
— К нам обратились родители девушки Натальи Охочинской...
— Все вопросы по поводу прессы адресуйте в пресс-службу. А девушке Наталье Охочинской объясните, что проезд в транспорте осуществляется за деньги. Вот и все. Вообще же обжалуют действия в правоохранительных органах, но никак не в «Фонтанке».
— Так нет, они действия-то не обжалуют, они просто свое видение ситуации излагают...
— Вы Панина помните? Известного артиста.
— Да.
— Помните, как вот он излагает? У нас деятели культуры таким образом излагают все свои мысли. Поэтому — в пресс-службу. Вам там дадут все ответы на ваши вопросы. Хорошие или плохие.
— Пресс-службы на заседании комиссии не было. Я ведь хочу Вашу личную позицию узнать.
— Никаких проблем. Пресс-служба даст вам официальный ответ, официальный! Или вы думаете, что я что-то где-то прячу? Ничего я не прячу! Поэтому вы получите достаточно профессиональный ответ в пресс-службе.
— Но Вы присутствовали на комиссии, более того, возглавляли ее. Поэтому я и хочу узнать Ваши впечатления.
— У меня впечатление только одно. Деятели культуры у нас не всегда образованные люди. Я вам привел в пример Панина. Он может голым бегать, может пьяным бегать, может на 10 суток попасть. Вот деятель культуры, известный артист, имеет какие-то там вот. Вам такой ответ нужен? Вы уже третий, наверное, журналист, кто интересуется этим вопросом. Кто бы поинтересовался, допустим, у меня по какому-нибудь другому вопросу. Если вам наложил штраф гаишник, как вы себя ведете? Или вы проехали в метро без билета. А можно ездить в метро без билета или нельзя? А как поступать, если нету денег, а ехать хочется? Вот это интересные вопросы. На них я бы вам ответил.
— Вы говорите о необразованности деятелей культуры, в чем выражается необразованность семьи Охочинских?
— Пресс-службу наберите. У меня обед. Вам дадут полный ответ. Вы бы вот за меня, допустим, так переживали, чем за какого-то Охочинского, — кто такой, я даже не знаю. Подпрыгнули, понимаешь, на какого-то Охочинского. Непонятно даже, кто он такой и почему.
Пресс-служба районной администрации действительно отреагировала молниеносно.
«Гражданка Охочинская Н. Ю. явилась, дала объяснения, признала факт административного правонарушения. Члены комиссии единогласно проголосовали за назначение штрафа в размере 500 рублей... Охочинской Н. Ю. был разъяснен порядок обжалования постановления о назначении штрафа. Со стороны кого-либо из членов административной комиссии нарушений действующего законодательства не было», — говорится в ответе.
В «Организаторе перевозок» пояснили «Фонтанке», что контролеры-ревизоры составляют постановление в отношении тех пассажиров, которые, вопреки правилам пользования общественным транспортом, самостоятельно не оплатили проезд. Пассажир, стоящий в автобусе в ожидании кондуктора, по этим правилам, уже считается нарушителем и может быть оштрафован. Наталье Охочинской контролеры отказали в оплате штрафа на месте, поскольку, как уже говорилось, штраф с весны 2014 года выписывают административные комиссии, а ее намерение оплатить проезд и ехать дальше, по закону, не отменяет факт правонарушения.
Штраф Наталье Охочинской, кстати, так и не выписали. Сказали, что направят квитанцию и протокол по месту жительства. Пока не пришло.
Заметим, что контролеры на общественном транспорте в России брали штрафы с пассажиров до 2011 года, когда эту функцию переложили на специальные административные комиссии при районных властях. В Петербурге новая система взимания штрафов заработала только в марте 2014 года, так что с 2011 по 2014 год безбилетным пассажирам лишь предлагали покинуть салон, а если кого и наказывали, то кондукторов.
С марта 2014 года такая комиссия при администрации Василеостровского района, например, рассмотрела 14 протоколов о безбилетных пассажирах. Как правило, на подобные заседания «обвиняемые» не являются, так что нарушения рассматривают в их отсутствие.
Адвокат, председатель президиума коллегии адвокатов «Юристы – за конституционные права граждан» Владислав Лапинский не видит формального нарушения в длительности разбирательства: «Время, за которое административная комиссия должна принять решение по конкретному правонарушению, нормативно не определено. Более того, закон прямо обязывает членов комиссии установить все обстоятельства правонарушения и принять решение с учетом личности привлекаемого к ответственности лица. Другое дело, что поведение членов комиссии, конечно, должно быть предельно корректным. Обстоятельства проведения конкретного заседания, на котором рассматривалось дело Натальи Охочинской, мне неизвестны».
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»