Собственники "Эха Петербурга" не могут ответить на вопрос, кто теперь будет главным редактором радиостанции. Они не знают, останется ли на этом посту журналист Ольга Бычкова, которую недавно назначил предыдущий директор по представлению Алексея Венедиктова. После голосования по поводу кандидатуры главы компании судьба всей петербургской редакции "Эха" оказалась в подвешенном состоянии.
В четверг, 19 февраля, на выборах генерального директора "Эха Петербурга" (под этим брендом работает юрлицо – держатель лицензии на вещание ООО "Продюсерский центр "Музыкальная фактория") петербургские собственники всё-таки настояли на фигуре Татьяны Кагляк – владелицы 25 процентов долей в ООО, прежде исполнявшей работу главного редактора в Петербурге. Кандидат, выдвинутый со стороны "Эха Москвы", был отвергнут. Когда об этом стало известно, главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов написал в Твиттере: "Начинаем искать партнера для вещания "Эха Москвы" в СПб".
Как уже писала "Фонтанка", разногласия между московскими и петербургскими собственниками должны привести к тому, что 17 марта "Эхо Москвы" расторгнет договор с "Музыкальной факторией" и прекратит вещание на Петербург, а затем Роскомнадзор может аннулировать лицензию местного "Эха" за нарушение условий лицензирования. После этого московской редакции потребуется время на поиск нового партнёра и на получение новой лицензии. Что будет происходить всё это время с редакцией, с журналистами "Эха Петербурга", кто, наконец, будет главным редактором – непонятно.
По уставу "Эха Петербурга" (ООО "Музыкальная фактория) главный редактор назначается решением гендиректора. До сих пор фактически оба поста занимала Татьяна Кагляк. Бывший гендиректор, москвич Юрий Федутинов, делегировал ей все полномочия, и она взяла на себя руководство не только компанией, но и редакцией.
В январе этого года главным редактором "Эха Петербурга" была назначена журналист "Эха Москвы" Ольга Бычкова. Её кандидатуру выдвинул Алексей Венедиктов, и этому петербургская редакция бессильна была противиться, потому что формально гендиректором оставался Федутинов, а у Кагляк только была доверенность от него. И в то самое время, когда собственники выбирали нового директора вместо Федутинова, Ольга Бычкова проводила редакционную летучку.
– Что я вообще могу планировать, если сейчас мы все ждём решения о том, как вся эта история будет выглядеть в будущем? – сказала она "Фонтанке", когда летучка уже закончилась, а выборы ещё нет. – Могу только рассказать, о чём я думала, когда сюда ехала и мы считали, что работа здесь будет продолжаться. Я думала о том, что "Эхо Петербурга" – замечательная радиостанция, которая имеет огромнейший потенциал. Конечно, он должен быть оценён по достоинству и реализован. В Петербурге масса прекрасных людей, масса интересных событий, которые заслуживают внимания и обсуждения. И есть большой потенциал у сотрудников радиостанции, они тоже заслуживают и раскрытия их способностей, и карьерного роста. Они очень хорошие. Это одно из моих очень важных открытий в Петербурге: здесь работают очень хорошие журналисты. Просто нужно создать условия для того, чтобы они могли себя реализовать ещё в большей степени, чем раньше. Все они молодые люди, которым нужно как-то двигаться в собственной биографии. И для того и существует главный редактор, который должен заниматься всем этим как журналист, который должен помогать и сотрудникам, и радиостанции.
В редакции Ольгу Бычкову многие встретили без большой радости, она для петербургских журналистов – варяг из Москвы, не знающий Петербурга. Сама она признала в разговоре с "Фонтанкой", что этот момент для неё – "вполне естественный".
– Пришёл новый человек, он конечно варяг, – согласилась она. – На него все смотрят и думают, чего от него ждать. Но мы все – журналисты, мы все работаем на радио, на "Эхе Москвы", у нас масса общего, мы говорим на одном языке. В конечном счёте мы прекрасно друг друга понимаем. Если чего-то в Петербурге я не знаю, то я в состоянии это узнать, это вопрос желания, а оно у меня есть, и старания, оно у меня тоже есть.
Если бы собственники договорились о компромиссе, предложенном Алексеем Венедиктовым, то гендиректором стал бы назначенец из Москвы, и Ольга Бычкова, безусловно, осталась бы главным редактором. Но до её появления в Петербурге эту работу выполняла Татьяна Кагляк. Теперь она сама, став гендиректором уже не по доверенности, а со всеми полномочиями, может поставить во главе редакции того, кого сочтёт нужным. И совсем не обязательно, что "варяг из Москвы" её устроит.
Поговорить с самой Татьяной Кагляк "Фонтанке" не удалось. По некоторым данным, здоровье может не позволить ей полностью взвалить на себя ношу. В таком случае, вероятнее всего, фактически руководить компанией, а значит – и принимать решения по поводу руководства редакции, будет второй петербурский собственник, владелец 24 процентов долей ООО и исполнительный директор Сергей Недоводин. Он на вопрос "Фонтанки" о том, чего ждать журналистам, не ответил. "Я не знаю", – сказал он и попросил больше вопросов не задавать, потому что он очень устал.
Правда, как уже было сказано, работа петербургской редакции через месяц может вообще прекратиться, а потом если и возобновится, то, вполне возможно, без Татьяны Кагляк, без Сергея Недоводина, с новыми партнёрами, на условиях Москвы.
– Я собираюсь тут работать, – уверенно сказала Ольга Бычкова "Фонтанке". – В том или ином виде, но "Эхо" в Петербурге всё равно будет. Странно представить, что в этом городе его не будет. Я по-прежнему собираюсь оставаться в Петербурге. На прошлой неделе я очень много встречалась с разными людьми, возобновляла старые знакомства, у меня много здесь друзей, коллег. И заводила новые знакомства. Я хочу познакомиться со всеми, с кем ещё не успела. Санкт-Петербург – это очень важная для меня история, и она – надолго, независимо от сегодняшнего решения собственников.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"