Новый раунд переговоров по поводу судьбы "Эха Москвы" в Северной столице не привёл ни к чему. Точнее, он не привёл к сохранению вещания в Санкт-Петербурге после дня "Ч" – 17 марта. Зато стало яснее, чего именно не хватает петербургским партнёрам "Эха" и чего не хотят им дать москвичи. Это деньги.
Новый раунд продолжался до вечера понедельника, 2 марта. В результате петербургские собственники компании "Музыкальная фактория" ("Эхо Петербурга") разослали по СМИ такой пресс-релиз (авторские орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.):
"Мы считаем, что город не должен лишаться вещания любимой многими жителями радиостанции. В сложившейся ситуации уступка наших долей мажоритарию представляется нам наиболее компромиссным решением. Мы в полной мере согласны с духом предлагаемых нам решений, но не согласны с их буквой. Нас удовлетворяют цели, которые достигаются сторонами, в результате реализации идей Алексея Венедиктова, но мы не уверены в том, что предложенные средства приведут к их гарантированному достижению по независящим от нас всех обстоятельствам. Сергей Недоводин, Татьяна Кагляк".
Диалог "Фонтанки" с Сергеем Недоводиным этого загадочного текста не прояснил.
- Вы не согласны на последний вариант компромисса, предложенный Алексеем Венедиктовым?
– Нет, мы согласны. Мы согласны с духом, но не согласны с буквой.
- А это что значит?
– Вот если переставить местами все решения, то мы согласны.
- Переставить что с чем?
– Что написано – то и написано. От нас всё время требуют лобовых решений! А мы не можем их давать, ситуация сложная. Это – дипломатический ответ.
- "Эхо" будет в Петербурге?
– Будет. С нами или без нас. С Венедиктовым или без Венедиктова. Но будет.
- Ольга Бычкова вернётся как главный редактор "Эха Петербурга"?
– Мы в полной мере согласны с духом предлагаемых нам решений, но не согласны с их буквой…
Напомним краткое содержание предыдущих серий затянувшейся медиадрамы. "Музыкальная фактория" – компания, которой принадлежит лицензия на вещание в Петербурге, по сути, это – "Эхо Петербурга". Её мажоритарные собственники, "Газпром-медиа", предложили кандидатуру генерального директора – москвичку Анну Сахарову. Против неё категорически возражали миноритарии-петербуржцы – Татьяна Кагляк и Сергей Недоводин. Устав компании позволил им настоять на своём. Новым директором они выбрали Кагляк. Главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов предложил компромисс, который, казалось, должен был устроить обе стороны. Миноритарии его отвергли. Татьяна Кагляк отстранила от эфира Ольгу Бычкову, которую Москва назначила главным редактором в Петербурге. В субботу, в ходе предыдущего периода переговоров, Алексей Венедиктов предложил новый набор компромиссных условий. До вечера понедельника миноритарии должны были согласиться на них – и спасти вещание в Петербурге. Или отказаться, и это будет означать, что с 17 марта договор между московским и петербургским "эхами" будет расторгнут, лицензия на вещание в Петербурге – отозвана, радиостанция в Северной столице – выключена.
"Фонтанка" попросила Алексея Венедиктова разъяснить нам итоги переговоров, раз уж петербургские партнёры сделали это так загадочно. Оказалось, что ключевая фраза в пресс-релизе – "уступка долей". Именно это миноритарии считают "наиболее компромиссным вариантом". Иными словами, они хотят денег за свои доли в "Музыкальной фактории". Если им заплатят, "Эхо" будет вещать в Петербурге по-прежнему. Если нет – возникнет перерыв в вещании, по продолжительности непредсказуемый.
– Что это за "компромиссный вариант" – дайте бабок? – удивляется Алексей Венедиктов. – Как вам этот компромисс? Купите у нас доли, а иначе мы вас в Петербурге пустим на дно! Теперь становится ясно, что вся эта история была затеяна только для того, чтобы поднять цену и получить с нас деньги. Или потопить весь корабль. В переводе их пресс-релиз звучит так: "Ребята, дайте бабки, иначе мы отключим "Эхо" в Петербурге". То есть всё было ради этого.
Предложение партнёров он по-прежнему определяет словом "шантаж".
– Мы не готовы покупать под давлением, и в Петербурге им было об этом сказано, – продолжает Венедиктов. – Я им говорил: мы готовы обсуждать покупку, но только после того, как а – Бычкова будет восстановлена как главный редактор "Эха в Петербурге", б – Сахарова станет генеральным директором, пусть – по доверенности, не будем проводить новое собрание, в – Кагляк станет председателем совета директоров. После этого мы готовы начать обсуждение покупки. Но покупать доли в радиостанции, которая через две недели прекратит вещание, – согласитесь, это странное предложение.
Вероятнее всего, после 17 марта "Эхо Москвы" вынуждено будет искать нового партнёра в Петербурге. Сделать это быстро, констатирует Венедиктов, невозможно.
– Будет перерыв в вещании, – говорит он. – Причина этому – жадность и шантаж.
В любой день до 16 марта петербургские миноритарии ещё могут принять условия Москвы. Но "комплект" этих условий меняться больше не будет.
– Мы готовы обсуждать вопрос покупки только в том случае, если станция восстановит управляемость, – добавляет Венедиктов. – И если не будет риска, что она прекратит вещание.
По информации "Фонтанки", петербургские собственники "Музыкальной фактории" занимаются, помимо медийного бизнеса, ещё и туристическим, им принадлежит турфирма "Юргита Тревел". В феврале, до 20 числа, по информации в системе СПАРК, компания должна была сделать очередной страховой взнос, чтобы сохранить позицию в Едином федеральном реестре туроператоров. В противном случае ей грозило исключение из реестра. Размер взноса – 30 миллионов рублей. В Реестре туроператоров по состоянию на 2 марта такую фирму найти не удалось, впрочем, как и данных об её исключении из реестра. Сергей Недоводин не сообщил "Фонтанке", заплатила ли эта фирма упомянутый взнос, он вообще сказал, что уже не имеет к ней отношения (директором, согласно СПАРК, числится Татьяна Когляк). И уверенно добавил, что деятельность турфирмы и история с "Эхом Петербурга" – вещи совершенно не связанные, и не надо "искать чёрную кошку в тёмной комнате".
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"