Пока в Смольном решают, закупать ли в 2015 году 39 газовых пассажирских автобусов, «Фонтанка» изучила экономику их нынешнего использования. Действительно, обещанная экономия на топливе есть и составляет 40%. Однако в ней не учтены другие затраты. Техобслуживание двигателя вдвое дороже, чем у дизельных автобусов. Выросла стоимость метана и цена самих газовых автобусов. Также «Пассажиравтотранс» тратит миллионы на пробег автобусов до ближайшей заправки на Пулковском шоссе.
Согласно распоряжению правительства Петербурга № 52-рп от 25 августа 2014 года, в нынешнем году Петербург должен закупить 39 автобусов, работающих на метане. На эти цели комитет по транспорту должен выделить 31,4 млн рублей, а «Пассажиравтотранс» — 376,8 млн. Расходы на закупку автобусов в проекте корректировки бюджета на 2015 год остались неизменными — 931 млн рублей, поэтому, скорее всего, комитет по транспорту сможет выделить свой 31,4 млн. Однако в то же время корректировка предполагает сокращение субсидии на перевозку пассажиров автобусами на маршрутах регулярных перевозок с 7,7 млрд до 7,3 млрд рублей. Поэтому пока неясно, сможет ли «Пассажиравтотранс» выполнить в полном объеме свою часть закупки – на 376,8 млн рублей.
По информации «Фонтанки», в «Пассажиравтотрансе» заложены эти деньги на покупку автобусов. Однако решения ни на предприятии, ни в комитете, ни в аппарате вице-губернатора Игоря Албина о том, состоится ли эта закупка, нет. Проблема заключается не только в сокращении бюджета, но и в том, что «Пассажиравтотранс» может обслуживать газовые автобусы пока лишь в небольшом корпусе автопарка № 7 на Кубинской улице, который рассчитан на 45 автобусов — именно столько газовых транспортных средств у «Пассажиравтотранса». Новые автобусы обслуживать будет негде.
Как сообщил «Фонтанке» источник в Смольном, сейчас рассматривается вариант отказа от такой закупки. «Теоретически 45 автобусов уже есть, так что еще 39 в 2015 году можно не закупать», — изложил логику собеседник. В то же время другой собеседник в правительстве рассказал, что сейчас вице-губернатор Игорь Албин собирает с руководством комитета по транспорту материалы, демонстрирующие преимущества и недостатки этих планов, и должен будет в скором времени обсудить их с губернатором Георгием Полтавченко. Он подписывал распоряжение, и он же должен будет в конечном счете принять решение.
Отметим, что летом 2013 года правительство Петербурга и «Газпром газомоторное топливо» подписали соглашение, согласно которому до 2023 года на газ должны быть переведены 3,2 тыс. автобусов и спецтехники. Согласно идеям газовой революции президента Владимира Путина, а также плану Минтранса, к 2020 году в городах-миллионниках переведено на газ должно быть 50% общественного и коммунального транспорта.
Экономика метана
Пока чиновники решают, как закупать автобусы в условиях кризиса и повсеместного сокращения расходов, «Фонтанка» решила прояснить экономику использования газомоторного топлива. Больше всего газовой техники в Петербурге — у «Пассажиравтотранса».
У предприятия теперь есть 45 автобусов, работающих на газе. Из них 30 односекционных длиной 12 м (ЛиАЗ 52971) и 15 двухсекционных «гармошек» длиной 18 м (ЛиАЗ 621371). Комитет по транспорту Петербурга закупил у Ликинского автобусного завода (входит в «Группу ГАЗ») в 2013 году 15 длинных «гармошек» за 180 млн рублей, «Пассажиравтотранс» приобрел за собственные деньги 30 коротких автобусов за 280 млн рублей. В односекционных автобусах 9 баллонов емкостью по 100 л каждый, в двухсекционных — 10 баллонов по 100 л. В один 100-литровый баллон входит 25 куб. м сжатого метана.
С 2014 года они приписаны к автобусному парку № 7 «Пассажиравтотранса» и перевозят пассажиров в семи районах города — Фрунзенском, Московском, Центральном, Адмиралтейском, Кировском, Красносельском и Колпинском.
В 2014 году газовые автобусы «Пассажиравтотранса» проехали в общей сложности 1,6 млн км. Предприятие потратило на их заправку газомоторным топливом 16,8 млн рублей (при средней цене кубометра метана 14,6 рубля), а в случае с 45 такими же дизельными автобусами потратило бы 25,7 млн (при стоимости дизельного топлива 32 рубля за литр). Экономия по затратам на топливо, таким образом, в 2014 году составила 38,7%.
Однако эта экономия пока нивелируется несколькими обстоятельствами. Во-первых, «Пассажиравтотранс» потратил в прошлом году 4 млн рублей дополнительно на метан, необходимый для пробега автобусов до заправки АГНКС компании «Газпром-Северо-Запад» на Пулковском шоссе. Они ездят туда заправляться как от парка № 7 на Кубинской улице, так и от конечных пунктов, расположенных в каждом из семи районов, где работают газовые автобусы. Эта проблема должна быть решена в конце 2015 года, когда на Кубинской, 90, должна будет появиться новая АГНКС «Газпром газомоторное топливо».
Во-вторых, стоимость кубометра метана по состоянию на 2 апреля составляет 15,2 рубля на заправке «Газпром-Северо-Запад», в то время как в январе 2014 года он стоил 13,3 рубля. Отметим, что с января 1993 года действует постановление правительства РФ № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», согласно которому стоимость метана не может превышать 50% средней стоимости бензина А-76 (Аи-80) в регионе. По данным Росстата, средняя цена А-76 на Северо-Западе в феврале составила 31,57 рубля. Стоимость метана на Пулковском шоссе, таким образом, не превышает допустимый предел, однако некоторые специалисты считают, что это временное явление.
В-третьих, подорожали и сами автобусы. Стоимость одного односекционного газового автобуса в декабре 2013 года составляла 9,3 млн рублей, а в январе 2015 года она уже 11,3 млн рублей.
В-четвертых, вскоре истекает срок гарантии, по которой компания «Питербасцентр» (дилер группы ГАЗ) проводит техническое обслуживание и бесплатный гарантийный ремонт. Срок гарантии на 15 сочлененных автобусов — 18 месяцев, на 30 односекционных — 24 месяца. Она закончится в июне и декабре 2015 года соответственно, после чего «Пассажиравтотранс» будет выполнять ремонт самостоятельно и за свои деньги.
Обслуживание автобусов предполагает также проведение ТО-1 каждые 10 тыс. км, ТО-2 каждые 30 тыс. км и техобслуживание двигателя каждые 30 тыс. Разница в стоимости ТО-1, ТО-2 при обслуживании газовых и дизельных автобусов невелика. Например, ТО-1 дизельного ЛиАЗ 52922 стоит 14,8 тыс. рублей, ТО-1 газового ЛиАЗ 52971 — 15,5 тыс. рублей, техобслуживание дизельного ЛиАЗ 62132 — 15,4 тыс. рублей, газового ЛиАЗ 621371 — 16 тыс. рублей. А вот техобслуживание двигателя автобуса на газе стоит в два раза дороже, чем двигателя дизельного автобуса.
Есть и другая проблема. В настоящий момент обслуживание газовых автобусов возможно только в парке № 7, в котором «Пассажиравтотранс» проводит переоборудование одного из корпусов помещений площадью более 1 тыс. кв. м. Затраты составят 9 млн рублей — на пост дегазации, на устройство обнаружения и сигнализации довзрывной концентрации метана, электроарматуру, усиление мощности вентиляции, систему безопасности и на пожарную сигнализацию. В этом помещении могут обслуживаться только 45 автобусов. Там, когда работы будут доделаны, «Пассажиравтотранс» будет проводить техобслуживание своими силами, и его стоимость будет на 20 – 25% дешевле, чем у дилера «Питербасцентр».
Всего в парке № 7 350 автобусов, и реконструкция главного производственного корпуса размером 20 тыс. кв. м может стоить, по некоторым оценкам, около 800 млн рублей. Программа перевода транспорта на газомоторное топливо предполагает переустройство не только парка № 7, но и автобусных парков в Колпино, в Пушкине, на Хрустальной улице в Невском районе Петербурга и на Автобусной улице в Приморском районе. Но сроки пока неясны — деньги в правительстве города на эти цели еще не выделялись.
Новых заправок нет
Компания «Газпром газомоторное топливо» обещала, что к концу 2014 года появится 10 новых заправок, однако этот план не был выполнен, так как «в результате проработки проектов строительства станций большинство изначально рассматриваемых участков не подошли по ряду параметров», сообщили «Фонтанке» в компании.
Сейчас компания занимается строительством шести АГНКС в Петербурге. Первая появится в декабре 2015 года на Кубинской улице, 90, остальные — в третьем-четвертом квартале 2016-го. В Ленобласти компания строит АГНКС в Гатчине (срок сдачи — декабрь 2015 года). Кроме того, компания предполагает, что к концу 2017 года в Петербурге будет работать 25 АГНКС, в Ленобласти — 11 штук.
Сейчас заправиться метаном можно на заправках компании ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» на Пулковском шоссе, 42, на Приморском шоссе, 264 (Сестрорецк), на 649-м километре Московского шоссе (Тосно), на улице Карла Маркса, 74 (Тихвин), а также на газовой заправке (без бензина и дизельного топлива) ООО «Газпром газэнергосеть Санкт-Петербург» на Астрономической улице, 10 (Петродворец).
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»