- Город Оулу признан лучшим в Европе городом для зимней езды на велосипеде. Как он добился таких результатов?
- В 30-е, 40-е, 50-е годы люди ездили на велосипеде намного больше, чем сейчас. Но затем картина изменилась — стало появляться всё больше автомобилей. В 60 - 70-е годы люди активно пересаживались на автомобили. Во многих городах, и в финских тоже, велосипедная традиция практически умерла. К счастью, глава департамента по планированию трафика в Оулу был мудрым человеком, который понимал необходимость велосипедного движения. И мы начали с генерального велосипедного плана уже в 1971 году. Его реализация началась сразу, это и помогло сохранить традицию. Велосипедное движение в Оулу в два раза больше, чем в среднем по Финляндии. Такой же показатель был в 60-х.
- Что необходимо для того, чтобы ездить на велосипеде зимой? Что нужно знать?
- Если вы хотите попробовать зимнюю езду на велосипеде здесь, в Оулу, вам подойдёт любая одежда, которая у вас есть, которую вы надеваете на улицу, когда идёте в магазин, например. И велосипед. И больше ничего.
- Но ведь холодно. Ветер дует в лицо.
- Да, но вы же ходите по улицам, когда холодно. На велосипеде не холоднее. Ну, может быть, немножко, но ведь вы можете одеться потеплее.
- А как насчёт специальных зимних шин?
- Только 30% людей используют зимние шины (шипованные). 70% - не используют, так как им они попросту не нужны из-за того, что зимой велодорожки хорошо убирают. Кто-то чувствует себя с шипованными шинами комфортнее.
- Удобно ли передвигаться на велосипеде в зимнее время? Это, должно быть, опасно?
- Нет, совсем не опасно. Исследования показали, что большинство аварий происходит в июле.
- Чем же это можно объяснить?
- Я не знаю, может быть, люди просто немного пьяны... (в июне финны празднуют день летнего солнцестояния, это один из самых бурно отмечаемых праздников - Прим. ред.) Но езда на велосипеде зимой очень безопасна. И даже если ты падаешь, у тебя есть снег (улыбается). Главное, чтобы дорожки хорошо обслуживались. Даже ходьба опаснее, чем велосипед, не говоря уже об автомобилях — это наиболее опасная штука! Люди ведь ходят везде, люди ходят и по Петербургу тоже.
Велосипед — это естественно. И так было всегда. Если ты спросишь обычного человека, почему он ездит на байке зимой, вряд ли получишь ответ — он, вероятно, никогда не думал об этом. Это просто естественно.
- Но это утверждение верно скорее для Финляндии, чем для России, я думаю.
- К сожалению, да, потому что велосипедной традиции позволили умереть и, что самое главное, она и не была такой сильной.
- Сколько велосипедистов в Оулу?
- Мы не считаем себя велосипедистами. Это не спорт, а способ добраться из пункта А в пункт Б.
- Хорошо, тогда какая часть горожан использует двухколёсный транспорт?
- Все. И не имеет значения, что это за человек. По имеющимся у нас данным, 77% населения ездят на велосипеде. Мужчины и женщины в равной степени. И даже люди в возрасте 90 лет ездят на велосипеде.
- Часто ли воруют велосипеды?
- Есть такая проблема. Я бы сказал, что большинство краж двухколёсного транспорта происходит так: некоторые люди возвращаются домой из паба и замечают, что велосипед украсть легко, берут его, едут в сторону дома и бросают где-нибудь неподалёку.
Есть, конечно, и профессиональные воры. Но я думаю, что количество краж немного сократилось из-за нашей «велосипедной культуры».
Для повседневного катания люди используют не дорогие велосипеды, а те, что мы просто называем а piece of shit. Просто исправный байк, который доставит тебя от точки А до точки Б. Обычно люди берут подержанный велосипед, за который платят от 20 до 200 евро (новый стоит в среднем около 300 евро). И поэтому для воров это не слишком привлекательная добыча, потому что он дешёвый. Они могут украсть и продать его за 50 евро, но это не очень выгодный бизнес. Если кто-то стянул твой велосипед, это небольшая финансовая потеря. Можно за 20 - 50 евро приобрести другой. Потерю велосипеда обычно покрывает домашняя страховка.
- В прошлом году обсуждалась идея ограничения скорости на велодорожках Финляндии. Может ли это быть полезным?
- Нет, это просто трата денег и ресурсов. Никто реально не сможет контролировать это. У полицейских есть много гораздо более важных дел, чем следить за тем, чтобы никто не ехал со скоростью 30 км/ч вместо 25. Нам не нужно никаких искусственных лимитов, чтобы улучшить безопасность. Если вы хотите сделать езду на велосипедах безопаснее, необходимо сконцентрировать внимание на инфраструктуре и просвещении. Вот это предотвращает аварии. Ограничение же в пешеходной зоне есть - 20 км/ч.
- Вы были в России?
- Я был в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, а сейчас я собираюсь посетить Красноярск и Иркутск.
- Как вы оцениваете условия для езды на велосипеде в Петербурге? Что, по-вашему, необходимо сделать для развития необходимой инфраструктуры?
- Вы уже начали gkfybhjdить её. Я видел план 16 веломаршрутов из разных районов в пригород. В большинстве российских городов и вовсе нет инфраструктуры для велосипедов. Екатеринбург, я думаю, на данный момент является самым лучшим российским городом в этом плане. У них есть уже несколько велодорожек. И местные велоактивисты там образованны. Я был удивлён их позитивным отношением. Хотя Екатеринбургу ещё много предстоит сделать, он всё ещё далёк от идеала, и, если будет достаточно политической воли, через несколько лет и Петербург станет лучше.
- Может ли Петербург применить финский опыт?
- Опеределённо. Хотя зима здесь, в Оулу, и в Санкт-Петрбурге очень разная - наша зима гораздо холоднее, - но ваша зима довольно близка к хельсинкской. Я бы сказал, что вы многому могли бы научиться у нас и у Хельсинки тоже.
- На что в первую очередь нужно обратить внимание?
- Главное, что необходимо для создания более комфортного велотрафика, - это сделать езду комфортной, быстрой и лёгкой. Прежде всего лёгкой. Когда ты едешь по велодорожке, она не должна неожиданно заканчиваться. В некоторых случаях, например в Екатеринбурге, велодорожка просто вдруг заканчивается. И я понятия не имею, что там следует делать. Такое не должно происходить. Представьте, что вы ведёте машину, а дорога неожиданно обрывается и вы не можете никуда поехать дальше.
- В Петербурге очень много машин. Возможно ли создать необходимую инфраструктуру для велосипедов?
- Конечно. У вас там так много места. Просто оно отдано машинам. И вам не нужно убирать машины, так как полосы широкие - 3,5 метра везде, а машина в ширину менее 2 метров. И поэтому, если дорога 6- или 8-полосная или вроде того, просто сузьте полосы с 3,5 до 3 метров. И вы получите дополнительное пространство с обеих сторон. И этого достаточно для велосипедов. Важно, чего хочет город. Если они хотят машины, они могут отдать пространство машинам, но это не имеет смысла, потому что загрязнённый и перегруженный город - неприятный город. Велосипед — это, пожалуй, самый быстрый вид транспорта на расстояниях до 7 - 10 км. Я знаю, что пробки в Санкт-Петербурге очень серьёзные. Так что велосипед мог бы помочь. И у вас есть городские велосипеды. Это даёт людям шанс попробовать двухколёсный транспорт. Это важно в городе, где мало людей ездят на байках. Конечно, с инфраструктурой и велодорожками было бы куда проще.
- У вас есть какие-то проекты в России?
- В России нет, но меня пригласили в Казахстан, в Астану, чтобы я рассказал им, что следует делать для продвижения велосипедов. У них есть система городских байков с 38 стоянками и 200 велосипедов. Она появилась в прошлом июле и стала довольно популярной. И они продвигают её, в этом году собираются расширить сеть стоянок до 150 и увеличить велопарк.
- Если Петербург пригласит вас в качестве консультанта, вы согласитесь?
- Да. Точно.