По итогам 2014 года продажи премиальных автомобилей в Северной столице росли в четыре раза быстрее рынка. Однако первый квартал 2015 года показал, что кризис заставил затянуть пояса и богатых покупателей. Спрос петербуржцев на Infiniti упал на 67,7%, на Volvo – на 57,1%, на BMW – на 43,9%. Если в конце 2014 и начале 2015 года продажи петербургских дилеров стимулировал спрос из других регионов и стран, то сейчас влияние этого фактора сходит на нет. Кроме того, продажи «на сторону» могут выйти продавцам боком: на сервисном обслуживании этих автомобилей они не заработают.
В первом квартале 2015 года в Петербурге было зарегистрировано 16 тысяч новых автомобилей, это на 51% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (32,5 тысячи), подсчитали в агентстве «Автостат». Среди марок среднего сегмента сильнее всего упал спрос на Volkswagen (-61,5%), Skoda (-55,4%), Nissan (-53,3%). Меньше всего пострадали LADA (-16,8%) и Hyundai (-25,8%).
Не пощадил кризис и премиальный сегмент. Если по итогам 2014 года продажи дорогих машин выросли на 4,1%, тогда как рынок в целом – только на 0,8%, то в первые три месяца они показали сопоставимый спад. По данным "Автостата", хуже всего дела шли у Volvo (-57,1% против роста в 5,3% за весь 2014 год) и у Infiniti (-67,7% против годового роста в 29,3%). У BMW, входящего в тройку лидеров по объемам реализации, продажи в январе-марте упали на 43,9%, у Mercedes – на 33,6%, у Audi – на 33,9%. Для сравнения: по итогам 2014 года спрос на BMW упал на 4,8%, на Mercedes вырос на 12,3%, на Audi увеличился на 33,9%. Положительную динамику в январе-марте, по данным "Автостата", продемонстрировал лишь Porsche, который продал 95 автомобилей, что на 32% больше, чем за тот же период прошлого года.
Впрочем, "Автостат" учитывает только автомобили, зарегистрированные в Петербурге. Между тем клиентами городских дилеров являются и жители других субъектов Федерации. В основном речь идет о ближайшей Ленинградской области. Однако после ослабления рубля в конце 2014 – начале 2015 года покупателями петербургских автосалонов стали также граждане Белоруссии и Казахстана, рассказывали нам участники рынка. Впрочем, сейчас, по словам дилеров, влияние этого фактора сходит на нет. «Через два месяца поток, скорее всего, вовсе прекратится», – считает Кирилл Афанасьев, исполнительный директор «Ауди Центр Выборгский».
По данным петербургского агентства «Auto-Dealer-СПб», за первые два месяца года (итоги марта еще не подведены) с учетом продаж «на сторону» весь рынок просел на треть, а не наполовину, как указывает «Автостат». Однако, согласно предварительному подсчету экспертов, в марте динамика была менее утешительной, чем февральская и январская.
Но продавцы дорогих авто все равно чувствуют себя лучше, нежели массовых моделей. «Традиционно премиум менее чувствителен к кризису, чем средний сегмент», – говорит руководитель «Auto-Dealer-Спб» Михаил Чаплыгин. По мнению эксперта, это объясняется тем, что на спросе в меньшей степени сказалось подорожание кредитов. Кроме того, более дорогие бренды, обладая большей маржинальностью, смогли позволить себе вести более гибкую ценовую политику. Например, стоимость Ford и Opel подскочила сразу на 45 – 50% после обвала рубля (хотя последняя отыграла половину этого повышения после заявления GM об уходе из России, однако не все дилеры смогли продавать машины по рекомендованной стоимости). Тогда как Audi повышала цены на 5% в декабре 2014 года, на 5% – в январе, и еще на 5% – в апреле 2015 года. Стоимость Porsche выросла на 4%, а некоторые модели остались с докризисными ценниками. Lexus увеличил цены в феврале на весь модельный ряд на 10%, при этом цена на ряд моделей выпуска 2014 года была, напротив, снижена на 200 – 300 тысяч.
Сами дилеры в оценке дальнейших перспектив премиального сегмента расходятся. Об определенном уровне оптимизме говорят новые открытия. Так, Wagner Group в марте объявила о запуске в Петербурге салона Audi. Дилер «Оникс» открыл третий в городе центр по продажам и обслуживанию Infiniti. В то же время от франшиз падающих марок среднего сегмента продавцы избавляются. Например, «Евросиб» вместо салона Ford запустил на Пулковском шоссе мультибрендовый центр обслуживания. О перепрофилировании размышляют и дилеры GM, объявившей об уходе с рынка.
В Wagner Group считают, что положительно на итогах продаж в этом году скажется открытие новых салонов и развитие программы trade in. «В январе наш новый центр на Выборгском шоссе продал 25 машин, в феврале – 30, в марте – 40. В основном клиенты – это владельцы старых Audi, но не только. Некоторые сдают по три старые машины разных марок и в обмен покупают один новенький Audi», – рассказал Кирилл Афанасьев. По его словам, компания приобрела еще один участок на Мебельной улице и планирует запустить там новый центр Audi в следующем году.
А вот совладелец «Феникс Моторс» (один из продавцов Audi) Вячеслав Жигалов считает, что положительная динамика начала года может быть своего рода «хвостом» декабрьского ажиотажа: покупали те, кто заказал еще в прошлом году. В «Автополе» (дилер Chrysler) обращают внимание на фактор перепроизводства. Как только старые запасы дилеров премиальных автомобилей закончатся, цены могут вырасти, а спад продаж – усилиться.
Прирост выручки за счет покупок жителями других стран и регионов также может выйти дилерам боком, поскольку они в таком случае не смогут заработать на сервисе. Между тем, по словам продавцов, доля услуг в их выручке может варьироваться от 20 до 50%.
Галина Бояркова