- Петербург в сотрудничестве с финскими Иматрой и Савонлинной готовит новый турпродукт. Город намерен привлечь российских и китайских туристов, которые продолжат путешествие в Финляндии. Но сложность — визовый вопрос.
- Мы обсуждаем с Генеральным консульством Финляндии возможности экспресс-оформления виз для россиян, которые после осмотра Петербурга отправятся на отдых в Финляндию. Проблема наполовину решена: оказывается, за последние полгода в российских городах появилось порядка 20 визовых центров. Еще несколько месяцев назад визы можно было оформить только в двух столицах, теперь получить визу можно и в центральных регионах России, и на Урале за несколько дней. Хорошо поработали наши финские коллеги. Наша задача - совместно с финскими коллегами скомбинировать этот продукт — бизнес подтянется.
- Как вы думаете, каким россиянам будет интересно это предложение?
- Это российская семья с детьми из других регионов. У которых цель — культурно и познавательно провести время со своими детьми и показать им то, что они изучают в школах. А после отдохнуть в Финляндии. Ведь основная прелесть финского отдыха — доступность и качество: финские домики, коттеджи, базы, рыбалка, лыжи. Это важно в кризисное время, когда многим нашим соотечественникам выезд в дальнее зарубежье финансово недоступен.
Мы ориентируемся на туриста со средним доходом. Как известно, Финляндия относится к странам, предлагающим в том числе и элитный отдых. Мы будем учитывать потребности и финансовые возможности россиян, и турпродукт будет представлен в разных ценовых категориях (эконом, премиум и т. д.). Сейчас мы ведем переговоры с турфирмами и рассчитываем стоимость проекта. Кроме того, с компанией ST.PETER LINE мы обсуждаем новые проекты — создание «красного» маршрута «Приморский». Когда китайские туристы отправляются на пароме из Петербурга в Финляндию, Швецию, с посещением ленинских мест.
- А почему именно китайский турист?
- Для китайских туристов в России действует безвизовый режим, а в Финляндии компанией Finnair налажено отличное сообщение, много прямых перелетов до Хельсинки. Мы видим, что часть китайских туристов прибывает к нам из Финляндии и уезжает от нас в Суоми. В отличие от корейских, японских и других азиатских туристов, для которых природное наследие является очень важным, китайским путешественникам среднего возраста интересны маршруты по ленинским местам Петербурга.
- За эти годы было много совместных туристических проектов. Какие самые успешные?
- Я считаю, что все эти годы Финляндия не испытывала дефицита в российских туристах. Ослабление визового режима, запуск поезда «Аллегро», налаженное ежедневное паромное сообщение компанией ST.PETER LINE и автомобильное транспортными компаниями (маршрутки и автобусы) - все эти факторы сделали свое дело. Финляндия — это близость, доступность, три работающих МАПП. Однако на этом останавливаться нельзя.
Хотелось бы запустить малую авиацию, чартерные самолеты на 15-20 мест, которые могли бы летать не из Пулково, а с других небольших аэродромов, например, в приграничную Лаппеенранту. Очень интересно новое направление — яхтенный туризм. И Скандинавия, и Финляндия, и Прибалтика далеко ушли в этом направлении. Несколько лет назад открылся многофункциональный пункт контроля для малогабаритных судов на форте «Константин» в Кронштадте. В Петербурге постоянно открываются гостевые марины. Наличие моря и такого количества соседей открывают перспективы к развитию. У нас более чем достаточно совместных инициатив. Главное - с инфраструктурой нет проблем.
Справка. Петербург в сотрудничестве с российскими инвесторами и финской Коткой реализует проект развития многофункционального пункта пропуска на форте «Константин». Кроме увеличения пропускной способности причала, создания необходимой инфраструктуры, запланировано расширение возможностей использования иностранными гражданами вертолетной площадки. Пока вертолетное сообщение распространяется на внутренние рейсы. Стоимость проекта — около 6 млн евро, изначально планировалось завершить проект к 2018 году. Согласно подсчетам морского порта "Пассажирский порт Санкт-Петербург» на ноябрь 2014 года, в прошлом году в круизную навигацию через пункт пропуска в форте «Константин» в Кронштадте прошло 639 яхт.
Поэтому мы не жалуемся на число путешественников, пересекающих границу тем или иным способом. Мы жалуемся на другое — к сожалению, не все пересекающие доезжают до Петербурга.
- Но финны стали чаще ездить в Россию?
- Да, по итогам 2014 года число туристов из Финляндии подросло на 1% (2013 год – 743,3 тыс. человек, 2014 - 750 тысяч). Едва ли это возможно расценивать как серьезное увеличение турпотока. Я разговаривала с финскими коллегами и неоднократно слышала, что Петербург для финнов очень дорогой. Но жизнь распорядилась так, что проблема решилась сама собой. Поэтому сейчас, по словам пограничников, очереди скапливаются в нашу сторону. Почти все население Финляндии хотя бы раз в год выезжает в Эстонию, я понимаю, что это связано с шопингом. Но и у нас шопинг стал интересным.
- Как думаете, что интересно финским туристам в Петербурге?
- Я считаю, что нашим соседям интересно всё. Гравитация Петербурга значительная - это и культурно-историческое наследие, и тусовочная, андерграундная жизнь — лучшая в России, не уступает мировым центрам. В Петербурге каждый найдет чем себя занять. Помню, как в студенчестве по обмену в Петербург приезжали студенты Стокгольмского университета — у них ум за разум заходил от возможностей. Хотя Стокгольм считается молодежным городом. Мне кажется, что финны не до конца поняли, что у них под боком.
- Финские турфирмы, которые работают на Россию, говорят, что в России финну небезопасно.
- Миф. Понятно, что Петербург менее безопасен, чем Хельсинки. Потому что Петербург просто в разы больше. Но абсолютно точно, что Петербург не более опасен для иностранца, чем другой европейский город. Когда вы приезжаете в Париж, Рим — вы ведь ведете себя осмотрительно?!
Для того чтобы люди чувствовали себя комфортно, чтобы не было языковых барьеров, у нас действует разветвленная сеть информационных центров, работают колл-центры, горячие линии. Во всех 10 туристско-информационных центрах есть прямая связь с полицией, скорой помощью. Данный процесс мы отработали до автоматизма. Мы планируем открывать новые центры. Также растет число людей, говорящих по-английски, мы предъявляем определенные требования к сфере обслуживания и туризма. Понятно, что изменить ситуацию мы не можем за один день.
- Опрошенные «Фонтанкой.fi» финские турфирмы (которые привозят финнов в Петербург) жалуются, что нет понятной информационной системы о мероприятиях, гастрономической карты города, рейтинговой системы отелей...
- Давайте по порядку. О мероприятиях. Комитет по культуре сформировал огромный календарь мероприятий, наш комитет отобрал туристические события. Эта информация есть на сайте и через наши подведомственные учреждения - городские туристско-информационные бюро - распространяется в туристические компании. Поэтому финские турфирмы могут связываться с бюро.
О гастрономической карте. В Петербурге проходит множество гастрономических мероприятий, рестораны проводят тематические недели, где можно найти, как традиционную русскую кухню, так и кухню постсоветского пространства - начиная от лагмана и долмы, до борща, галушек и многого другого – все это привлекательно для туристов из других стран.
Например, в этом году впервые проходит Пасхальный фестиваль с гастрономическим уклоном. У нас работают две площадки — в Александро-Невской лавре, вторая — на Малой Садовой улице, где можно попробовать традиционные пасхальные блюда — куличи, яйца, пасхи.
Также следует отметить, что город подал заявку на проведение Всемирного саммита гастрономического туризма – 2019. Мы вошли в ТОП-3 и в апреле ожидаем инспекционную комиссию.
Справка. Всемирный саммит гастрономического туризма — 2019 проводится Всемирной ассоциацией гастрономического туризма (WFTA). В Топ 3 также оказались китайский город Макао и столица Пуэрто-Рико — Сан-Хуан. На мероприятие приезжают более 1000 ведущих специалистов гастрономического туризма со всего мира.
- В Хельсинки гастрономические фестивали проходят каждую неделю.
- В Хельсинки - здорово, мы всё возмущаемся, что у нашего бизнеса зачастую с фантазией плохо. Например, пешеходная зона на Садовой улице — здесь только шашлыки, мясо, сэндвичи, а в Финляндии — прямо на улице, например в порту, на Эспланаде - рыбные деликатесы, супы готовят.
- Финны также жалуются на отсутствие рейтинговой системы отелей.
- К мундиалю — 2018 эта проблема решится. Мы сейчас уже активно пытаемся решить эту проблему, встречаемся с отельерами. Их нежелание можно понять — по закону они должны пройти аттестацию до 1 июля 2016 года. За подтверждение своей «звездности» отельеры вынуждены платить, поэтому они оттягивают этот момент. Но мы ведем разъяснительную работу, и все больше гостиниц подают заявки в аккредитованные комитетом организации на прохождение классификации (перечень прошедших аккредитацию отелей на сайте комитета. - Ред). Абсолютно точно это будет сделано к мундиалю. Тут нет никаких сомнений.
В системах онлайн-бронирования отели уже представлены по рейтингу «звездности», который основан на собственном позиционировании на рынке. Петербург — европейский город, и у нас много узнаваемых отелей международного уровня: Sokos, Holiday Inn, Radisson, Crown Plaza, Indigo. Финский турист сможет подобрать гостиницу и то, что ему по вкусу.
- «Фонтанка» писала, что в новой системе хостелам не найдется места.
- Хостелы, конечно, будут. Согласно федеральному закону № 108-фз «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года …», хостелы, как и все средства размещения, должны пройти процедуру квалификации.
Во всем мире в исторических центрах есть невероятное количество хостелов. При этом в Европе у хостелов нет звездности. Хостелы — проблемная история, которую надо решать. Не закрываться от проблемы, а решать. В центре города по понятной причине мы не можем построить множество гостиниц. Я не исключаю, что в будущем жилой фонд будут переводить в нежилой и будут появляться хостелы. Это бизнес и это не связано со сдачей квартиры в найм. Другой вопрос- чтобы такие типы размещения были качественными и рассредоточены по городу. И чтобы под вывеской хостелов ничего другого не появлялось.
- Студия Артемия Лебедева подготовила символы Петербурга. Горожане критично отзывались...
- Мы не создавали символ Петербурга, это туристическая айдентика. И в идеале люди хотели бы печатать пиктограммы на толстовках, придумывать забавные дизайны. Пиктограммы имеют абсолютно утилитарное назначение, поэтому их множество. Мы используем разные символы, в зависимости от текста сообщения. Основные — три: корона, ангел с Александрийского столпа, а не с Петропавловской крепости (как многие «знатоки» Санкт-Петербурга думают) и якорь. Они были выбраны по результатам голосования. Кстати, меня это не удивило, я такого же мнения. Если Новый год — ёлочка, парки — дерево. Дискуссия о том, что конкретно должно быть логотипом у Петербурга — мой ответ: ничего конкретного быть не может. Петербург слишком наполнен. Каждый сам выбирает свой знак – это может быть ангел, зонтик с дождем или что-то другое.
- У каждого свой Петербург...
- Конечно. Современная реальность требует широкой сферы применения. Дизайн носит утилитарный характер: полиграфия, сувенирная продукция — всё консолидировано единым стилем. Мы много говорили о кораблике на Адмиралтействе, который я тоже люблю и он для меня является символом Ленинграда. Мое личное мнение, сувенирная продукция в Петербурге до последнего времени была достаточно стандартизирована, классическая. А когда вы приезжаете в Лондон, самый туристический город мира, вы найдете множество разнообразных сувениров — от классической тарелки с изображением королевы до самых забавных вещей. Что является символом Лондона? Лондонцы сами говорят: и телефонная будка, и королевская семья, и Биг-Бен, и двухэтажные автобусы, и символ метрополитена, и множество других.
- Символы приживутся?
- Мне кажется, да. Уже сегодня я вижу народное творчество в соцсетях, а это значит, что людям нравится, или как говорит молодежь «зацепило». Так, в соцсетях есть фотография пользователя - лед по Неве и подпись «The home of Russian dusha», перепосты с рассуждениями о dusha/revolutsia/inteligentsia. Это была продуманная маркетинговая кампания, и я считаю, что цель достигнута. Наш сайт набирает популярность. Айдентика приживется.
- Бюджет комитету по туризму урезали (194 млн рублей, в 2014 – 327 млн. - Ред.). Какие программы пострадали?
- Как вы знаете, в прошлом году бюджет был невелик, комитет по туризму вообще не отличается большим бюджетом. Но нам многое удалось сделать: мы участвовали в 20 выставках, сделали масштабную промокампанию с бортовыми журналами, на транспорте, размещали биллборды. И это привело к тому, что мы в Tripadvisor, несмотря ни на какие политические, экономические веяния, сохранили свои почетные места. В этом году мы примем участие только в пяти выставках.
- Город активно развивает конгрессный туризм. В связи с напряженными отношениями с Европой комитет получал отказы от европейских партнеров?
- Таких случаев не было. Никаких осложнений в сфере конгрессно-выставочной деятельности с нашими иностранными партнерами нет.
В начале весны — 2014 была волна отказов в отелях, и, по словам менеджеров, это связано с тем, что люди видели события на майдане: колонны, горящие покрышки. Иностранцы не понимали, что это в разных странах, принимая Киев за Петербург.
Возможно, некоторые туристы отказываются по идеологическим соображениям. Отельеры говорят, что дела в настоящее время идут хорошо. И никакого негатива от наших партнеров мы сегодня не видим. Я только что вернулась с выставки в Берлине, все официальные лица готовы с нами сотрудничать.
- В Финляндии у вас есть любимые места?
- Я вообще люблю Финляндию, осенью была в Хельсинки, путешествовала на пароме, посетила прекрасную экскурсию. И вообще Хельсинки - город для жизни: хорошая экология, хорошая еда, хорошее транспортное сообщение. Неоднократно на горнолыжном курорте «Тахко» каталась. Летом собираюсь посетить Савонлинну, я с мэром Савонлинны хорошо знакома, но в городе не была, а там проходит Оперный фестиваль.
- А любимое место на планете?
- Санкт-Петербург, конечно.
Беседовала Елена Анатольева