«Новая газета» опубликовала строго конфиденциальный документ под названием «Результат экспертной оценки по факту расследования авиакатастрофы Boeing-777 (рейс МН17) 17.07.2014 г. на Юго-востоке Украины». По данным издания, документ подготовлен российскими инженерами военно-промышленного комплекса (ВПК) и предназначен для отправки голландским специалистам, расследующим крушение самолета.
В своем анализе эксперты использовали фото и видеоматериалы о катастрофе Boeing, взятые из открытых источников.
Наиболее вероятной причиной разрушения самолета Boeing-777 эксперты назвали воздействие зенитной управляемой ракеты из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1». Такие выводы сделаны, в частности, на основе анализа характера повреждений самолета, а также внешнего вида изъятых из конструкции поражающих элементов.
Анализ повреждений внешней обшивки самолета и внутренних элементов конструкции лайнера позволил определить условия встречи ракеты с самолетом. Подрыв боевой части привел к повреждениям (первичным и вторичным) кабины экипажа, повреждениям левого двигателя, левого крыла, левого стабилизатора, а также левой части хвостового оперения, что позволило сделать вывод о том, что ракета двигалась на пересечение курса самолета.
«Анализ местоположения точки подрыва боевой части позволяет сделать вывод, что ракета наводилась в носовую часть самолета, имеющую три «блестящих» точки: передний гермошпангоут кабины пилотов, антенну метео-РЛС и участок внешней обшивки носовой части фюзеляжа оживальной формы», – говорится в документе.
Также в документе сделан вывод о вероятной точке запуска ракеты, для определения которой использовались параметры движения и положение в пространстве самолета и ракеты, сложившиеся в момент подрыва боевой части. В результате сообщается, что ракета не могла быть выпущена из района населенного пункта Снежное.
«Даже поверхностный анализ условий встречи ракеты с самолетом (при предельно возможных углах пересечения курса) показывает, что при пуске ракеты из любой точки в районе Снежное поражающими элементами была бы поражена только носовая часть самолета, и не могло быть повреждений крыла, двигателя и тем более стабилизатора и хвостового оперения», – говорится в докладе.
Эксперты смоделировали процесс наведения ракеты на «Боинг», а именно в ту точку, где был поражен самолет. При этом учитывались расчетные условия встречи ракеты с самолетом, а также максимально возможные ошибки, возникающие в процессе наведения.
«Моделирование процесса наведения ракеты 9М38М1 на «Боинг» МН17 в точку, где он был поражен, показало, что пересечение траекторий ракеты и самолета...реализуется только из ограниченного района — южнее населенного пункта Зарощенское», – отмечают авторы доклада. Согласно данным все тех же авторов, именно в районе Зарощенского, что следует из данных космической разведки Минобороны РФ от 17 июля прошлого года, располагались самоходные огневые установки ЗРК «Бук» ВС Украины.