Миллион резервистов и никаких поблажек
Командующий силами обороны Ярмо Линдберг в своей декабрьской речи отметил важность всеобщей воинской повинности как одного из важнейших инструментов для поддержания обороноспособности страны. Как бы подтверждая эту мысль, в конце апреля все финские резервисты, а именно 900 тысяч человек, получили повестки, где указаны их задачи во время военного конфликта, а также военными запрашивались данные об их текущем местоположении. Это вызвало интерес крупнейших мировых СМИ, а некоторые из них даже связали такие действия финских военных с опасностью, исходящей от России. Однако, по словам министра обороны Карла Хаглунда, эта рассылка была запланирована еще в 2010-м году и никак не связана с кризисом на Украине.
А вот на что мировые СМИ не обратили внимания, так это на сокращение отсрочек. Так, заместитель канцлера юстиции Майя Сакслин (Maija Sakslin) выдвинула предложение отметить отсрочки от службы в армии для спортсменов. Это предложение поддержали и военные. Сейчас профессиональные спортсмены, студенты спортшкол, проходят военный курс всего за 66 дней, а не за целый год.
НАТО надо?
Дискуссия о членстве в НАТО периодически возникает в Финляндии с новой силой. Однако прошедший год был богат на обсуждения такого рода. Так, год назад на летней конференции по безопасности президент Финляндии Саули Ниинистё заявил, что членство в альянсе всегда остаётся одной из альтернатив. Однако финны сами будут решать вопрос о своей безопасности, заявил политик, отметив, что, когда многие страны снижали свою обороноспособность, Финляндия этого не сделала.
Известный сторонник НАТО – премьер-министр страны Александер Стубб – также придерживается подобной позиции. Однако если год назад в интервью The Wall Street Journal он называл членство в альянсе “несбыточной мечтой”, то в 2015 году господин Стубб уже приглашает генерального секретаря этой организации Йенса Столтенберга в гости, и даже предлагает создать экспертную группу по вступлению в НАТО. Одной из причин такого решения он назвал то, что Россия принесла в Европу “политику силы”.
С подобным мнением в своей предвыборной кампании выступал и лидер победивших центристов Юха Сипиля, который неоднократно подчеркивал, что у финнов должна быть возможность вступить в Североатлантический альянс. Несмотря на большое количество противников членства в этом военном союзе в правительстве, Финляндия официально оставляет за собой право подать заявку на членство.
При этом большинство финнов до сих пор не поддерживает идею вступления в НАТО. Только каждый четвёртый житель республики (26%) считает, что Финляндия должна присоединиться к альянсу. Гораздо больше, четверо из десяти (43%), по-прежнему выступают против. Треть финнов пока не определилась.
Также большинство финнов, а именно, три из четырех опрошенных, хотели бы, чтобы вопрос вступления в Североатлантический альянс решался на всенародном референдуме.
Сотрудничество с НАТО – северный прагматизм
В недавно принятой программе нового правительства подчеркивается, что Финляндия остаётся страной, не входящей в военные альянсы, но принимает участие в сотрудничестве с НАТО. Такое партнерство прошлой осенью премьер-министр страны Александер Стубб назвал “северным прагматизмом”. Но за прошедший год такого рода прагматизма стало больше. Для примера приведем учения, которые прошли только этой весной. В марте-апреле были проведены совместные военные операции авиации США, Швеции и Финляндии, где финны значительно увеличили количество своих истребителей Hornet F/A-18. Также финны проводят совместные с натовцами морские учения в Арктике Arctic Challenge Exercise 2015 и в Балтийском море Baltops-2015, куда финские вооруженные силы также отправляют увеличенный контингент.
Стоит вспомнить и то, что в Уэльсе на сентябрьском саммите Североатлантического альянса Финляндия и НАТО подписали протокол об оказании поддержки принимающей стране (host nation support), который фактически разрешает силам военного союза предоставлять военную помощь финнам. Однако такое сотрудничество не рассматривается Суоми как шаг на пути к членству в альянсе, как тогда заявил заместитель председателя парламентской комиссии по иностранным делам Пертти Салолайнен (Pertti Salolainen).
Союз Северных стран
В отличие от членства в НАТО, идея военного сотрудничества со странами северной Европы, в особенности со Швецией, пользуется популярностью у финнов. Её поддерживают чуть более половины жителей республики.
Политики этих стран также не остались в стороне, и весь прошедший год обменивались реверансами. Так, в апреле 2014 года министр обороны Швеции Карин Энстрём (Karin Enström) заявила, что в случае военного конфликта шведские военные всегда придут на помощь финнам. Чуть дальше пошел её финский коллега, Карл Хаглунд, который в декабре прошлого года вообще предложил объединить ВВС и ВМС двух стран.
Также в мае прошлого года шведские парламентарии проголосовали за увеличение оборонного бюджета, что позитивно было воспринято в Финляндии, так как это, по словам министра иностранных дел Эркки Туомиоя, будет способствовать улучшению военного сотрудничества двух стран.
И апофеозом сближения Финляндии, Швеции и Северных стран стало соглашение для защиты от России, которое в апреле подписали министры обороны этих государств. Однако вышел небольшой конфуз, поскольку, как чуть позже выяснилось, министр обороны Карл Хаглунд не поставил в известность о подписанном соглашении ни МИД, ни канцелярию президента, за что его, конечно, раскритиковали.
Увеличение военного бюджета
Согласно правительственной программе, принятой в июне 2011 года, экономия по министерству обороны за все прошедшие годы должна была составить 200 млн евро. Общий оборонный бюджет снижался все последние годы. С февраля 2012 года в Финляндии началась и военная реформа, которая продолжалась до конца 2014 года. За это время со службы было уволено около 2200 сотрудников, сокращены шесть подразделений, четыре были объединены. Однако украинский кризис повернул дискуссию о финансировании армии в другое русло. Так, по словам главы парламентской группы по вопросам обороны Илкки Канерва (Ilkka Kanerva), ситуация в мире ставит вопрос об увеличении военного бюджета. Он считает, что стоит ориентироваться на цифру бюджета в 150 млн евро к 2020 году.
Увеличение оборонного бюджета поддерживает и большинство финнов. Почти 30% респондентов всецело согласны с тем, что денег на военные нужды следует выделить больше, а почти треть отчасти поддерживают эту мысль.