Взрослая жизнь слабо располагает к сохранению веры в чудеса. Но, оказавшись на фестивале-пикнике «День Гедониста» в Упсала-парке, сложно сохранять взрослый солидный вид. Напротив, хочется дурачиться вместе со всеми, надеть сделанную своими руками разноцветную корону из картона, попить чай с печеньем на берегу пруда, насладиться игрой актеров-мимов и ритмичным боем барабанов, научиться печь тающие во рту капкейки и понежиться в гамаке – или просто на чистой зеленой лужайке под лучами майского солнца. То есть, просто радоваться жизни – как и полагается настоящему гедонисту.
Пожертвование в любом размере – и пришедшие с детьми петербуржцы получали пропуск в волшебный мир ожившей сказки на берегу пруда в Упсала-парке, на несколько часов выпадая из жесткого ритма мегаполиса. И – добро пожаловать в волшебное царство разноцветных шатров на ярко-зеленой лужайке. В сказку, ставшую явью благодаря крупнейшим благотворительным организациям Северной столицы – в том числе центров «АдВита», «Антон тут рядом», «Шаг навстречу», «Перспективы», «Дети Павловска» – и самому Упсала-цирку, уже второй раз в мае принимающему гостей.
Впрочем, гость по отношению ко Дню Гедониста – слово неуместное. Здесь все с первых минут пребывания чувствуют себя как дома, все предельно демократично. Кому надоело валяться на травке, тот может на мастер-классах под небом поучиться полезным навыкам – общаться жестами глухонемых, жонглировать шариками для пинг-понга, художественно оформлять обертки к тающим во рту персиковым капкейкам или делать освежающие молочные коктейли прямо на… зеленом пианино. Разумеется, пройти мимо такого невозможно.
- Это уже примерно седьмое за год наше мероприятие, – рассказывает волонтер Валентина, готовя очередной милкшейк. – Дети, в том числе особые, с удовольствием учатся готовить молочные коктейли. Этому довольно легко научиться, и это очень полезное умение для будущего трудоустройства особых ребят.
А почему именно зеленое пианино? Это, оказывается, такая концептуальная находка. Или, проще говоря, крючок для прохожих.
– Мы выяснили на практике, что если перекрасить пианино в зеленый цвет и поставить его на улице, это непременно вызовет улыбки прохожих, – улыбается Валентина.
Главными героями Дня Гедониста стали «особенные» дети – в том числе глухонемые, с аутизмом и синдромом Дауна. В ближайшем шатре можно было посмотреть фильмы об их повседневной жизни и творчестве. Слушая их музыкальные импровизации на барабанах и разглядывая рисунки, полные неудержимой фантазии, ни за что не догадаешься, что все это – дело рук детей с особенностями в развитии.
Деревянный стол под тенью шатра заляпан разноцветными красками – здесь дети воплощают на бумаге и картоне самые заветные мечты и фантазии – драконы и принцессы, далекие планеты и летящие к ним звездолеты, сказочные замки в заколдованных королевствах… Из поделок наибольшим успехом – как у детей, так и у взрослых – пользуются разноцветные картонные короны, на изготовление и кропотливую раскраску которой можно потратить до часа. Усилия того стоят – как здорово она потом смотрится на голове!
- Корона у детей ассоциируется с волшебством, превращением в сказочного персонажа, – поясняет работающая на стенде креативный директор агентства социальных мероприятий HeyDeySocial Наталья Округина. – Дети обожают делать своими руками все, что можно носить на себе или с чем побегать по лужайке – машинки, самолетики, вертолетики.
Гвоздем Дня гедониста стало выступление театра-студии «Дети тишины», созданный в 2012-м благодаря Всероссийскому обществу глухих и уже год выступающего под куполом Упсала-цирка. Выглядящий на восемнадцать 32-летний режиссер и художественный руководитель театра Александр Копосов говорит, что главная цель театра – перекинуть мостик между мирами глухих и слышащих, объединить их языком жестов и пластики.
- Язык пантомимы бесконечно богат и выразителен, а главное – прост понятен каждому. Универсальным языком мы рассказываем вечные, универсальные истории о любви и человеческих поисках смысла жизни, – увлеченно рассказывает Александр.
Перед раскинувшейся на травке публикой ребята показали отрывки из своего спектакля «Городские истории» под легендарный французский шансон. Сорвав аплодисменты, актеры провели мастер-класс по этому непростому театральному искусству, прикоснуться к которому в этот солнечный день могли все желающие.
19-летний Иван Грязнов ритмично стучит по большому барабану, жмурясь на солнце. Как и все сидящие в кругу, он, кажется, весь растворяется в барабанном бое и звуках флейты, разносящихся над зеркальной гладью пруда. Иван – студент известного центра для детей с аутизмом «Антон тут рядом». Говорит, что играет на барабанах с пяти лет, в будущем хочет стать учителем в коррекционной школе. А еще Иван по-настоящему фанатеет от «старого телевидения» 90-х – начала 2000-х, ролики из которого смотрит на Youtube.
- Да разные программы знаю, – бойко перечисляет Иван. – «Наобум», «Времечко», «Угадай мелодию», «Детский час», «Большой фестиваль». Сериал «Санта-Барбара» тоже нравится, – Иван с гордостью демонстрирует пакет, набитый пожелтевшими телепрограммами 10-15-летней давности. – Вот, уже много лет собираю, читаю.
- А какое лучше телевидение – старое или новое? – не удерживаюсь от вопроса.
- Старое, наверное… – ненадолго задумывается Иван. – Но и новое тоже смотрю. А вы правда из «Фонтанки»? Я ее читаю в интернете, привет там редакции передавайте.
Артем Пироговский