Глава Фонда капитального ремонта Дмитрий Локтаев написал заявление об увольнении по собственному желанию. Публично об этом станет известно на сегодняшнем собрании правления фонда. Заявление написано ровно спустя неделю после критики со стороны губернатора на заседании правительства. В откровенном интервью «Фонтанке» Локтаев рассказал о своих разногласиях с чиновниками Смольного, которые, по его словам, пытались «объездить (его), как дикого мустанга».
– Вы написали заявление об увольнении по собственному желанию. В чем причина ухода?
– Причина – комплексная, а решение – вызревшее. Понимаете, последние месяцы, помимо непосредственной работы, приходилось методично перебирать все возможные варианты взаимоотношений с вице-губернатором и жилищным комитетом, которые позволили бы решать поставленные перед Фондом задачи. Я периодически чувствовал себя в роли дикого мустанга, которого пытались объездить. Мы конструктивно, последовательно, целенаправленно все сценарии отрабатывали, неделю назад стало понятно, что последний тоже нежизнеспособный.
- Вы имеете в виду критику со стороны губернатора на правительстве, когда он возмутился тем, что до сих пор не выбраны подрядчики по ремонту кровель?
– Я имею в виду работу в команде. Работу на результат. Меня интересовала позиция Георгия Сергеевича и в отношении нашей работы, и проведенных торгов, и критической ситуации с конкурсами по кровлям, о которой мы докладывали начиная с апреля. И в отношении моих разногласий с Игорем Николаевичем.
- В чем суть ваших разногласий с Албиным?
– Теперь создаются условия, при которых реальные руководители ведомств становятся техническими фигурами. Меня такая ситуация не очень устраивает. В свое время нам доверили сложное, ответственное дело. С себя, как руководителя Фонда, я ответственность никогда не снимал. Поэтому позиция такая – мы либо работаем, либо нам не по пути.
- А кто должен был стать неформальным главой в случае с Фондом капремонта?
– Дмитрий Новиков. Он выходец из подведомственного предприятия министерства ЖКХ Тульской области, бывший коллега нынешнего зампреда жилищного комитета Людмилы Соловьевой. Он работает в фонде около двух с половиной месяцев, отвечает за строительный контроль. Ситуация со стройконтролем и так сложная. Сначала долго держали интригу, за кем останутся эти полномочия, потом не утверждали финансирование для формирования штата. Появились деньги – пришел Новиков, и строительный контроль превратился в кабинетную работу.
Где выезды на объекты? Где контроль наших инженеров и подрядчиков, актирование скрытых работ? Ничего не сделано. Коммуникации с профильным вице-губернатором Новиков тоже не смог обеспечить. А потом выясняется, что депремирование на очередном правлении моих заместителей связано с тем, что Дмитрию Владимировичу в период испытательного срока не выплатили полноценную премию.
– Вы имеете в виду решение вице-губернатора объявить вам выговор и депремировать заместителей? А какие сейчас вообще зарплаты у ваших замов?
– Оклады на уровне 90 тысяч рублей, плюс надбавка, плюс, соответственно, премии. В целом получается конкурентный для Петербурга уровень оплаты труда. Понятно, что хорошая зарплата – не гарантия от коррупции, но все равно – это необходимый старт и экономическая мотивация для профессионала. Но дело в другом.
Последние полгода коллектив работает в крайне нестабильном режиме. То бюджет не согласован, то у меня новый зам. При этом все время через прессу нас критикуют. Складывается такая атмосфера, что мы как будто дорабатываем последние дни. Понятно, эффективность катастрофически падает. Ну все же живые люди! О каком формировании коллектива может идти речь?! У любого серьезного специалиста при устройстве на работу возникают вопросы – а как долго будет работать руководитель, какие у него отношения с вышестоящим руководством… Более того: в последние месяцы я уже нескольких ключевых сотрудников уговаривал не уходить.
– А большой у вас недобор?
– Сейчас у меня 270 человек, а должно быть 440. При этом я много раз говорил: никакой борьбы за кресло я устраивать не хочу. Если мне доверяют, то я готов работать, но тогда нужны соответствующие полномочия, договоренности. Если не доверяют, то готов полноценно передать дела и уйти.
Сейчас идет ремонтный сезон. Надо реально работать, пахать. В плане 1702 объекта и 473 кровли. Кампания амбициозная, объем работ практически беспрецедентный. А мы, по сути, занимаемся банальной перепиской.
– Вам выдвинули претензию, что до сих пор не выбраны подрядчики на ремонт кровель…
– Повторюсь, мы еще два месяца назад обнажили этот вопрос – на правлении фонда, на пресс-конференции. Мы тогда говорили: «У нас ситуация по кровлям крайне критичная, вот причина – никто не заявился на конкурсы, потому что подрядчиков не устраивают сметы из-за девальвации рубля».
– А еще вам говорили, что во все сметы по ремонту кровель вы включили обязательное использование материала «Алютермо»? Сейчас даже правоохранительные органы этой ситуацией занимаются…
– Научно-технический совет при жилищном комитете рекомендовал использование этого материала, и он включен в альбом типовых решений по ремонту кровель. Там указано: либо нужно применять «Алютермо», либо готовить проект, обосновывать использование другого материала. Необходимость готовить проект увеличивает стоимость ремонта. Это неизбежно. При этом отмечу: в рамках программы импортозамещения мы разрешили подрядчикам применять другие аналогичные материалы.
– А вы могли раньше объявить конкурсы?
– Тендеры на кровли объявили в первую очередь, в феврале. Мы уже тогда знали, что экономика этих работ слабая, и торги могут не состояться. До февраля объявить не могли, потому что только в феврале правительство утвердило краткосрочный план на 2015 год. Готовит его жилищный комитет.
– Понимание того, что конкурсы не состоялись, было уже в середине апреля. На дворе июнь, контракты не заключены…
– Частично не заключены. Долго решали, что делать в этой ситуации. Жилищный комитет около месяца выбирал между двумя вариантами: менять ли сметы в конкурсной документации или двигать стоимость работ уже в рамках заключенных договоров. Решили менять сметы и еще две недели думали над механизмом. В итоге наши сметчики за неделю пересчитали 232 сметы. Сегодня сметная стоимость капремонта кровель выросла примерно на 10%.
– А за счет чего?
– Вы, наверное, удивитесь. У нас объявлены конкурсы примерно на 5,5 млрд, а в бюджете заложено 7 млрд. И это, кстати, никого не беспокоит! Хотя у меня каждый доклад на правлении начинается с этой темы. Знаете, почему это произошло? В августе 2014 года нам дали полномочия на подготовку проектно-сметной документации по ремонту конкретных домов. Мы провели конкурсы, подрядчики стали работать. К декабрю проекты были готовы. А жилищный комитет к этому времени подготовил проект краткосрочной программы и направил ее на согласование в другие ведомства. Так вот, в этой программе расценки были взяты по предельным показателям, а проект давал меньшую стоимость. В итоге сегодня резерв внутри самой программы больше 1 млрд рублей.
– И как теперь потратить эти 1,5 млрд? Ремонтная программа ведь вовсю идет?
– Ремонт лифтов не зависит от сезона. Сейчас мы объявляем конкурсы на подготовку проектов для выполнения этих работ. Однако заниматься этим предстоит моему преемнику.
P.S.
Глава жилищного комитета Валерий Шиян заявил утром 16 июня «Фонтанке», что еще не получал заявления Дмитрия Локтаева. «Я только что выехал из комитета в Смольный. Если бы заявление было, мне бы секретари сказали. К тому же учредителем фонда является комитет имущественных отношений, и такие заявления должны получать они», – сказал он. На вопрос, есть ли у него претензии к Локтаеву и работе Фонда, Шиян лаконично заметил: «Претензии есть у губернатора, у вице-губернатора. А у меня их еще больше».
Беседовал Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»