Директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин 19 июня убедил Георгия Полтавченко в необходимости туристического «кино-парка» за 4 миллиарда рублей. Эдуард – не маленький, понимает: если ошибется, позовут не на пряники. Для состязательности с Голливудом ему хочется усадить режиссеров, продюсеров, производителей и прокатчиков вместе. Чтобы поняли, что купит зритель. Вот такой дорогой разговор о наших деньгах на билет в массовое искусство.
«Фонтанка» зашла на разговор с директором «Ленфильма» с предложения: «Если преподаете много лет во ВГИКе репертуарное планирование и управление кинопоказом, преподнесите зрителю правила кинобизнеса».
Поводом встречи во время ПМЭФа стала новость о подписании 19 июня между Смольным и «Ленфильмом» соглашения о создании на территории Боткинской больницы города «кино-парка». По замыслу территория должна будет превратиться в туристическое пространство, где и производят фильмы, и развлекают гостей. Подобные «фабрики грез», наподобие Universal Park в США, давно работают в других странах.
- Мы единственные на планете, где на десятилетия исчез кинематограф и исчезли все кинотеатры, – Пичугин, будто произнес начальные титры фантастического боевика.
Пичугину 42 года, родился в Донецке. В 16 лет принял присягу в Ленинграде, когда стал курсантом Военно-инженерного института имени Можайского. В 1994 году получил диплом баллистика, а через полтора года демобилизовался нищим лейтенантом. Но освоил дисциплины в ИНЖЭКОНе, где защитил кандидатскую по экономике, и уже в ФИНЭКе заканчивает докторантуру.
– Все забыли уже, как ходили в видеосалоны. Первый кинотеатр после кончины СССР был построен в 1996 году в Москве, второй – «Кристалл Палас» в 1997 году – в Петербурге. Бум начался в 2002-м и продолжался до 2008-го. В Петербурге в 2003 году открыли одновременно три кинотеатра в торговых центрах, и весь рост отрасли сформировался до первого кризиса, – продолжил вступление генеральный директор «Киностудии Ленфильм».
Пичугин пришел в бизнес во времена губернатора Петербурга Яковлева, занимаясь взаимозачетами между предприятиями. В многоступенчатых схемах менял мазут на обои, а обои на икру. Когда заработал, стал заканчивать недостроенные объекты. Вошел в проекты Банкирского дома, учрежденного владельцами Промстройбанка Коганом и Трактовенко.
- Какой лозунг кинематографистов вы бы написали на полотнище, если бы завтра надо было пойти на демонстрации?
– Вдоль трибун идут мастера режиссуры, виртуозы-продюсеры и опытные прокатчики. Удобство, удобство и репертуарное планирование, товарищи! Шире шаг, дорогу отечественному кино! – соорудил мизансцену Пичугин.
- Таблица умножения у вашего дела есть?
– Либо кинотеатр встроен в торговый центр, либо стоит одиноко. В Штатах, например, 50 на 50. Если ты самостоятельный, то зарабатываешь и на сопутствующем бизнесе. Средний зритель тратит деньги на билет и еще 180 процентов от него на покупку того, что вокруг. Если же ты в торговом центре, то к билету идут 60 процентов от его стоимости на попкорн и прочую продукцию. Зарабатываешь меньше, но так как кинотеатр повышает привлекательность комплекса, то арендную ставку двигают вниз. А дальше начинаются важные нюансы – в центрах меньше торжественности при подходе к залу. Так что, к примеру, в Новосибирске люди больше ходят в самостоятельный кинотеатр в центре города, хотя вокруг несколько кино в ТРЦ. Психология. Вроде просто, но инвесторы неохотно идут в эту индустрию. Они не чувствуют темноту в зале.
Говорят, что в «нулевом» президент Путин собрал тогда еще олигархов и каждому посоветовал финансовое кураторство над конкретной отраслью. Петербургскому банкиру Когану досталась культура. Тогда киноиндустрия в России была мертва, пришлось наспех разбираться в ней, в том числе Пичугину.
Так Пичугин с Банкирским домом построили первый после падения СССР кинотеатр в Петербурге – «Кронверк Синема» на Васильевском. К 2006 году это была уже федеральная сеть. Но в тот год банкиры вышли из этого бизнеса и проект продали за несколько десятков миллионов долларов «Альфа Групп» (сегодня это почти 3400 кинозалов по всей стране). Кстати, это была первая сделка в России, когда продавался кинотеатральный бизнес, а не недвижимость.
- Цена на билеты может скакать в зависимости от рейтинга фильма?
– Кино – это самый демократический досуг. У тебя количество кресел ограничено, и сеансы ограничены временем суток. Ночные показы – это аттракцион. Прибыли не приносят.
- Сколько прибыльных сеансов?
– Пять. А факторов, влияющих на продажу, побольше.
- Самые экзотические?
– Комары. В Новосибирске, знаете ли, в первые весенние теплые дни, пока не появляются комары, народ валит из города.
- Портрет главного зрителя?
– Тут как в космосе. Важны время и пространство. Больше всего времени у молодежи от 16 до 24 лет. Они и забивают сеанс максимально. Конечно же, детские каникулы. Пенсионеры не тратят 300 рублей на билет, деловые люди в кино не бегают. А продать фильм кинотеатру надо за два уик-энда.
- Быстро.
– Это «Чапаева» люди смотрели по десять раз и ждали, пока он выплывет, но тогда был он один. В году же 52 уик-энда, а продать кино надо за два. Почувствуйте разницу в затратах и рисках. Профессиональный и беспощадный «спорт».
- Главный зритель – парень лет двадцати?
– Парень или девушка двадцати лет. А теперь все взрослые могут посмотреть на них. На то, как одеваются, о чем думают, как и о чем с нами разговаривают…
- Сейчас придет к «Отцам и детям»…
- В каком-то смысле. Кому-то не нравится. Может, кому-то не нравится, что в Петербурге пальмы не растут.
Параллельно вместе с Федором Бондарчуком Пичугин развивает проект «Киносити». Своего рода культурный аналог физкультурных комплексов в малых и средних российских городах. И то и другое было поддержано правительством. Первый восьмизальный кинотеатр открылся в кризис 2009 года в Новосибирске, потом в Оренбурге, Туле, «Великан» в Петербурге. В последний партнерами было вложено под миллиард рублей.
- Что «Ленфильм» может этому противопоставить?
– Модель кинобизнеса по всему миру примерно одинаковая. Лишь 10% картин имеют успех в прокате. Например, чтобы появилось 50 успешных фильмов и 10 блокбастеров, в США снимают тысячу картин в год. А мы соревнуемся с 50 лучшими. Мы же снимаем 60 в год, и считать пока, что наши шесть обгонят их пятьдесят, – авантюра для бизнесменов и болтовня тех, кто не отвечает своими деньгами. Для успешного развития нашего – российского – кино, чтобы снимать больше фильмов, нужна развитая сеть кинопоказа, тех 1100 кинотеатров, которые работают у нас в стране, явно недостаточно. Сегодня 50 миллионов человек не могут сходить в кино из-за банального отсутствия кинотеатра в их городе.
О проекте «Киносити»: расширение сети кинопроката в России, предусматривающее создание в городах с численностью населения менее 250 тысяч жителей в течение 10 лет трех тысяч залов со средней стоимостью билета 100 рублей. При этом на базе «Ленфильма» будут созданы единый центр изготовления цифровых фильмокопий и система их передачи через современные каналы связи. Репертуарная политика при этом будет единой. В обосновании проекта лежит статистика: более 50 миллионов россиян не имеют географического доступа к услугам кинопоказа.
При стоимости зала 5 миллионов рублей на пилотной стадии необходимо 150 миллионов (39 залов), в течение трех последующих лет 7,5 миллиарда, а потом в течение шести лет еще 7,5 миллиарда (всего более 3 тысяч залов). Общий объем инвестиций – 15 миллиардов.
- У нас успехи есть?
- Первая попсовая удача – «Любовь-морковь» с бюджетом меньше двух миллионов долларов. Совсем неожиданная, где юмор на грани «горько!», на которую потратили 48 миллионов рублей, а получили 25 миллионов долларов. Все очень тонко: «Параграф 78» опоздал в прокат, и шуточки на два года устарели. Тинейджер заскучал – касса заплакала.
- Были исключения из правил?
– «Апокалипсис сегодня» Фрэнка Копполы. Абсолютный арт-хауз и оглушительный успех. Скоро полвека как продается, но уже на телеэкраны, конечно. И сейчас мастера думают в эту сторону. Недавняя «Люси» Бессона – это и экшн, и философия. Это и есть мечта, и притом общая: чтобы кино было кассовым и попало в золотую коллекцию.
- "Рэмбо"?
– "Первая кровь".
- Гениальная попса.
– Так и «Биттлз» – это гениальная попса.
- А у нас? Мы всегда говорим об особенных гордостях. Герман?
– Магия. Об окупаемости говорить трудно, так как «Трудно быть богом» снимали вечность, но за месяц проката продали 180 копий, а они уже разошлись в десятки сторон. Сравнимо с классным голливудским боевиком. Здесь математика и продюсеры отдыхают.
- Вы сами смотрите фильмы, которые покупаете?
– Внимательнее, чем вы в автосалоне смотрите на иномарку.
- Примеры провалов?
- «Война миров». Реклама была убойная, а после первого уик-энда люди вышли недовольные; сарафанное радио – и вот тебе минус 80 миллионов долларов у тех, кто вложился. История знает и трагедии: на «Клеопатру» собирали деньги по всему миру. Решили оглушить. Результат – финансовый крах, и «20-й век Фокс» вынужден был продать половину земель своей студии.
- Если бы стали царем своей индустрии?..
– Вступление: если раньше режиссер выбивал деньги, то сегодня это делает продюсер, но у него нет своих кинотеатров. Вот я бы и рассадил всех за столом: режиссера, сценариста, продюсера, производителя, дистрибьютора и прокатчика. Значит, так: кто у нас зритель? сколько у него в кармане? что ему понравится и почему? А после этого бы выслушал предложения, приняли бы решения и пошли по всей технологической цепи. Отсюда и понимание жанра будущего проекта.
- Жанры?
– Тут как в меню. Должно быть разное. Вот сегодня на «Ленфильме» снимается для детей «Рыжий лис». Его уже каннский отборщик захотел. «Трэк, или Развод по собственному желанию» – комедийная мелодрама. «Контрибуция» – приключенческий, исторический боевик, который заставил работать массу народа, начиная от костюмеров и до линейки в 12 молодых актеров.
- Вы пришли в 2012 году на провинциальную киностудию?
– Вы мне еще задайте вопрос, провинциальный ли город Петербург? Чтобы потом мне опасно было ходить по улицам. Раньше ленинградская школа славилась экспериментами: Козинцев, Авербах, Трауберг, Аранович, Хейфиц, Герман. Последние годы стало не до экспериментов. Балабанова жрали, Рогожкина не воспринимали. Многие талантливые уехали в Москву. Даже второго состава остались единицы. Когда я приглашал кого-нибудь, мне говорили: дорого, потому что придется ехать со всем скарбом в экспедицию, легче в Крым. Стагнация, все кто остался – приспособились. Мне кричат, что я продаю американское кино. Один пафос. Ни предложений, ничего, коммунальщина.
- Хорошее название.
– Наверное. Но для пьесы в театре. И то – не в молодежном.
- Мы встретились из-за подписания соглашения с вами Георгия Полтавченко. Хоть на пару слов больше, чем в этом договоре...
– Планируется, что город найдет и выделит территорию под тематический парк. На сегодня у «Ленфильма» есть свои 9,8 гектара на Тамбасова, и этим активом мы сможем обеспечить свой вклад в совместный с городом проект, также появились желающие инвесторы и партнёры. В Петербурге должен быть свой «кино-парк», как "Юниверсал" в США, как в Баварии, Чехии, Венгрии. Там и производство, там и развлечения туристов. Все должно быть удобно и работать.
Вот после съемок в 1990-м «Водного мира» с Кевином Костнером у них остался бассейн, они достроили трибуны, началось шоу с героями фильма, пристроили еще что-то, и теперь туда ходит весь мир. «Сталинград» же мы, к сожалению, снимали на военной базе в Саперном. Из-за сложностей объект был разобран, а там были построены настоящие дома с обстановкой внутри, но из этого теперь не сделать объект для продвижения киностудии, для заработка. На многие годы вперед там можно было снимать фильмы о войне. А вот под Астраханью когда-то снимали фильм «Орда». От них остались мощные декорации, и люди туда идут, чуть ли не как на историческое место.
К тому же в таком городе снимать дешевле. «Контрибуцию» снимали зимой в Кронштадте. Улицы специально заваливали снегом – местным не нравилось. Платишь за перекрытие улиц, за генераторы, платишь, платишь, а на билете в кино это не отражается.
- Что мешает больше всего?
- Погоду бы – как в Риме. Тогда народ в будущий парк потянет каждые выходные, правда, кинематографистам это не нужно, поскольку для натурных объектов требуются и зима, и лето.
С Эдуардом Пичугиным беседовал Евгений Вышенков,
"Фонтанка.ру"