На проекты дирекции по развитию транспортной инфраструктуры города и области 1,3 триллиона рублей не дадут. Экономическая реальность урезала оптимизм на 80%, а Крым – отодвинул лет на семь. О перспективах транспорта в пригородных районах 47news побеседовал с руководителем дирекции Кириллом Поляковым.
Активная застройка пригородных районов Ленобласти делает наиболее важной проблему транспортной доступности. С начала года 47news сделал серию публикаций о стратегических планах областного комитета по дорожному хозяйству разгрузить региональные трассы. Но развитием транспортной инфраструктуры в пригородных районах занимается и другое ведомство – автономная некоммерческая организация (АНО) «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти», которая реализует собственную программу, рассчитанную до 2020 года. Корреспондент 47news побеседовал с генеральным директором АНО Кириллом Поляковым и выяснил, как отразится работа этой структуры на жизни региона в ближайшие пять лет.
Напомним, что об открытии АНО было заявлено 19 апреля 2013 года. Новая структура позиционировалась как единый координатор работы дорожных ведомств Петербурга и Ленинградской области в местах пересечения сфер их деятельности. За основу был взят столичный опыт – в Московском транспортном узле также существует подобная организация. Дирекцию возглавил 39-летний петербуржец Кирилл Поляков, за 9 лет до этого ставший самым молодым спикером ЗакСа не только в Ленобласти, но и в стране.
Цель создания дирекции объясняется просто. Власти Ленобласти и Петербурга могут давать распоряжения подведомственным организациям и выделять деньги из бюджетов только на своей территории. Для развития общих транспортных проектов таких, как КАД, стыки областных и городских дорожных сетей, пригородных железнодорожных линий и даже региональной авиации, потребовалась структура, способная согласовывать работу различных ведомств и организаций в обоих субъектах.
Ранее, с 2011 года, эти функции были возложены на соответствующий координационный совет, возглавляемый министром транспорта РФ. Однако в процессе его деятельности стала понятна необходимость организации, которая будет самостоятельно воплощать решения в жизнь. В том числе – собирать всех участников проектов для совещаний на единой площадке, создавать «дорожные карты» и получать согласования в федеральных инстанциях.
«Как известно, все дороги ведут в Рим, а в нашей истории – все дороги ведут в Петербург. Например, сейчас на территории города строится единственный на Балтике глубоководный порт «Бронка». Однако для его функционирования требуется инфраструктура, в том числе и на территории соседнего субъекта. Это съезды с КАД, железнодорожные ветки, часть портовых объектов. Координацию объемов и сроков выполнения работ между РЖД, Росавтодором, Росморречьфлотом, Росграницей, ФТС, частным инвестором и профильными ведомствами двух субъектов, согласования с Минфином и федеральным правительством – вот наша работа. Без чего-то одного не заработает целый порт», – рассказал о дирекции Поляков.
При этом популярную в 2013 году версию о более чем 1,3 триллиона рублей, выделяемых АНО на семь лет, он назвал мифом. «Никакого триллиона выделено не было и не будет. Тратить деньги на развитие инфраструктуры могут только федеральные власти и правительства субъектов», - пояснил Поляков.
По его словам, изначально в программе по развитию транспортной системы до 2020 года был заложен оптимистичный сценарий. «Это сценарий, при котором мы строим все, что необходимо, – все дороги, все линии легкого рельсового трамвая, необходимую железнодорожную инфраструктуру, развиваем метрополитен и прочее. Вот это в совокупности было оценено почти в 1,4 триллиона рублей. Таких денег, к сожалению, нет. До 2020 года будет выделено не более 20% от этой суммы (28 миллиардов – прим. ред.) В прошлом году дирекция проанализировала проекты программы и, исходя из прогноза потоков транзитного транспорта, выбрала самые приоритетные», – рассказал Поляков.
Кстати, именно значительное количество транзитных грузов, перемещающихся по транспортным артериям двух субъектов, но не имеющих к ним никакого отношения, дает основание для привлечение федерального финансирования. Доля таких грузов в перевозках, по данным АНО, достигает 80%. Сама дирекция также финансируется Минтрансом. Как стало известно 47news, на содержание примерно 60-ти сотрудников и прочие нужды АНО получает 30 миллионов федеральных рублей в год.
Помимо секвестирования триллиона, отодвинулись и сроки реализации проектов, ранее запланированных на 2015-2018 годы. Удивительно, но на это повлияло присоединение к стране Крыма. «Неприкасаемых проектов нет. Деньги на надежную транспортную связь Крыма выделяются в основном из имеющихся средств бюджетного финансирования у Росавтодора. Соответственно, часть проектов, в том числе и по нашим регионам, были сдвинуты на 2019-2025 годы», – добавил Поляков.
Сейчас дирекция занимается 13-ю проектами. Среди них очень ожидаемые областными жителями крупный транспортно-пересадочный узел «Девяткино», строительство линий легких рельсовых трамваев между Петербургом, Всеволожском и Сертолово, полноценное соединение трассы «Нарва» с КАД. Также в АНО разрабатывают идею еще пяти пересадочных узлов в пригородах Петербурга, занимаются включением пригородных электричек в систему городских перевозок, развитием авиационной инфраструктуры и даже яхтинга на внутренних водных путях. Кстати, именно сегодня премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил правительству заняться развитием яхтинга в прибрежных зонах страны.
Поскольку любой из этих проектов является масштабным, имеет свои особенности и сложности, в редакции 47news решили рассказать о каждом из них в серии отдельных публикаций. В ближайшее время – о планах по полноценному присоединению к кольцевой автодороге федеральной трассы М-11 «Нарва».