За 13 минут до окончания регистрации партийных списков избирком Новосибирской области отказал региональному отделению РПР-ПАРНАС. Основанием стали ошибки членов избиркома, устаревшая паспортная база и другие веские причины. Штаб "команды Навального" объявил голодовку прямо в помещении комиссии.
История сбора подписей за РПР-ПАРНАС на выборах в Новосибирской области развивалась по детективному сценарию: избиратели исчезали и появлялись в зависимости от того, кто исследовал их автографы.
– Мы прямо сейчас вызовем сюда полицию и удостоверим факт служебного подлога! – гремел начальник штаба "команды Навального" Леонид Волков на заседании рабочей группы новосибирского облизбиркома в понедельник.
Очередной раунд "битвы за подписи", которую ведёт РПР-ПАРНАС в Новосибирской области, проходил в помещении избиркома в понедельник, 27 июля. Под напором "команды Навального" избиркомовские работницы сдались и начали перепроверять забракованные ими же автографы избирателей. Накануне штаб партии передал им запрос на 122 листах с подписями, которые, по убеждению членов "команды", признаны негодными необоснованно. В самом начале работы выяснилось, что копия запроса, по которой шла проверка, не соответствует оригиналу, заверенному главой избиркома.
– У нас другая нумерация, другие данные! – не утихал Волков.
– Успокойтесь, – вяло предлагала ему сотрудница комиссии, цепко держась рукой за толстую стопку сшитых бумаг.
– Я не успокоюсь! – ревел Волков. – Это подлог, это преступление!..
Когда работа всё-таки пошла, стали выясняться другие подробности.
"Все были свидетелями откровенного беспредела новосибирского избиркома. Все это было открыто, нагло, на прессу. Мы тоже действуем публично, – написал в Твиттере Волков, когда всё закончилось. – Именно поэтому мы отказываемся покидать помещение облизбиркома и отказываемся от приема пищи". Спустя час с небольшим его с соратниками задержала полиция.
В списках не значились
"Битва за подписи" в Новосибирске была проиграна партией РПР-ПАРНАС в 20:47 по московскому времени в понедельник, 27 июля. Разница во времени – 3 часа. В Новосибирске заканчивался последний день, когда областной избирком должен был принять решение об отказе партиям или об их регистрации. Перед этим 10 дней шла проверка подписей, собранных за выдвижение. Как показало заседание комиссии, начавшееся меньше чем за час до дедлайна, именно у "команды Навального" возникли самые острые проблемы. Именно "команде Навального", проверившей каждую подпись и собравшей для верности даже копии паспортов избирателей, зарегистрироваться не удалось.
Напомним, что в нескольких регионах страны в единый день голосования, 13 сентября, пройдут выборы в местные парламенты. В Новосибирской, Калужской и Костромской областях намерены баллотироваться кандидаты из списков Демократической коалиции. Это объединение из пяти партий на базе РПР-ПАРНАС, кроме неё туда вошли "Демократический выбор" и три незарегистрированных движения – "Партия 5 декабря", "Либертарианская партия", "Партия прогресса" Алексея Навального. Сам Навальный баллотироваться не может из-за судимостей по делам "Кировлеса" и "Ив Роше", но играет роль "души" всей кампании. Штаб возглавляет Леонид Волков, который, напомним, был организатором предвыборной агитации за Навального на выборах мэра Москвы в 2013 году. Те выборы были заявлены как самые чистые в новейшей истории, Навальному тогда пророчили максимум 2-3 процента голосов, считалось, что на этом оппозиции покажут, где её место. Но Навальный (ещё без своих судимостей) набрал около 30 процентов и едва не лишил Сергея Собянина победы в первом туре. Злые языки даже говорили, что второго тура удалось избежать лишь с помощью специальных выборных технологий, по большей части – арифметических. Теперь, видимо, к "команде" оппозиционера власть относится по- взрослому.
Краткое содержание предыдущей серии "битвы за подписи" изложил в соцсетях сам Леонид Волков. Для регистрации списка РПР-ПАРНАС в Новосибирской области надо было набрать 10657 автографов. Они собрали 11682. О результатах проверки этих подписей рабочая группа Новосибирского областного избиркома объявила вечером в пятницу: 1495 подписей признаны недействительными.
Как объяснял секретарь новосибирского избиркома Сергей Лебедев, рабочая группа обратилась к областному управлению ФМС с просьбой сверить собранные подписи с паспортной базой. И 1313 подписей базе не соответствовали. Остальные были забракованы по другим причинам.
К понедельнику "команде Навального" в Новосибирске не хватало для регистрации 470 "правильных" подписей. По закону у потенциальных кандидатов есть двое суток на возражения по части проверки. Но ПАРНАСу выдали результаты проверки в пятницу вечером. Двое суток пришлись на субботу и воскресенье. Картина складывалась такая: если в понедельник партию не допустят к выборам, это решение потом можно будет оспорить в Центризбиркоме и в суде. Бывали, конечно, случаи, когда ЦИК и суд вставали на сторону оппозиционеров. Только выборы к этому времени успевали закончиться.
Детектив начался в ночь с пятницы на субботу, когда штаб ознакомился с причинами "отбраковки". Выяснилось, что больше половины граждан признаны "несуществующими" из-за ошибок самих сотрудников избиркома. Чтобы направить в УФМС списки для проверки, избиркомовцы вручную забивали их на компьютере. Где-то вместо отчества "Фридрихович" вписали "Фрадрихович". "Фрадриховичей" в Новосибирской области не проживает. Где-то перепутаны названия улиц. Или количество цифр в номере паспорта. Такие граждане признаны несуществующими, их подписи – недействительными.
Ещё интереснее сложилась ситуация с избирателями, чьи данные были переданы в УФМС правильно, но в базе их всё равно не нашли.
"Все паспорта примерно с сентября 2014 года УФМС "не видит", – написал в Фейсбуке Леонид Волков. – Если человек получил паспорт в последние 10-12 месяцев, УФМС выдает в своем ответе иной номер паспорта (как правило – уже недействительный). Если человек переехал в последние 10-12 месяцев – УФМС выдает его прежний адрес. И так далее. Я не знаю, есть ли у УФМС актуальная база, но наши подписи просто прогнали по старой, примерно годичной давности".
Избирком ссылался на УФМС: дескать, ничего не знаем, их данными руководствуемся.
"А что, очень удобная технология, – отреагировал на это Волков. – "Проверяешь" подписи по достаточно старой базе, чтобы получить ровно нужный процент "брака" (немного больше 10%), и потом встаешь в позу "мы государственный орган, нет оснований не доверять УФМС, УФМС всегда прав".
В субботу юристам РПР-ПАРНАС удалось, как написал Волков, сотню подписей "отбить". Оставалось ещё триста с лишним. Юристы составили запрос с требованием перепроверить подписные листы.
Проверка – она всем проверка
Вечером в понедельник после шума, попыток не пустить журналистов в зал, где рабочая группа села перепроверять подписи ("кабинет очень маленький, по технике безопасности нельзя"), после угроз вызвать полицию всё-таки началась перекличка: одна сотрудница комиссии читала данные из запроса штаба РПР-ПАРНАС – другая из результатов проверки УФМС.
– Город Бердск, улица Боровая, 414, – оглашает сотрудница избиркома. – Не соответствует: дом 4/4.
– Ну, здесь – да, – признаёт другая. – Исключаем.
– Ну, спасибо, – не без ехидства бросает им Волков.
– Ну, пожалуйста, – в тон ему отвечает женщина.
– Журавлев, – читает фамилию женщина по одному списку.
– А здесь – "ё", – сверяется её коллега с другим.
Комментария нет, непонятно, признаны Журавлев и Журавлёв одним человеком или нет. Называют данные женщины. В базе местного УФМС её нет.
– Ей 20 лет, – обращает внимание избиркома Волков, имея в виду, что девушка должна была поменять паспорт, и, видимо, данные в региональном управлении не обновили.
Избирком остаётся непреклонен. Ещё один лист: если по имени и фамилии, то избиратель – женщина. Но отчество у неё в базе УФМС – "Тимурович". Сборщикам подписей она представилась как Тимуровна. Подпись "Тимуровича" недействительна.
– Не соответствует паспорт, – переходит к следующей подписи первая сотрудница. – 290239
– 390329, – называет ей напарница номер, как его вбили в компьютер для проверки в УФМС.
Подпись остаётся "непризнанной".
Следующий номер паспорта. Опять нет в базе. По данным УФМС, у женщины документ совсем с другим номером.
– Этот паспорт числится недействительным с 2006 года, – замечает Волков. – Уже 9 лет как он заменён на новый.
У другой "подписантки" паспорт в базе УФМС недействителен 12 лет. Сборщикам подписей она, конечно, дала актуальные данные. И зря, как выясняется. Реплик Волкова и его коллег на этот счёт рабочая группа словно и не слышит.
Ещё один паспорт. В базе УФМС номер состоит из 5 цифр. В подписном листе – шесть. Корректным признан паспорт из базы. Ну и что, что у всех остальных граждан РФ номера паспортов 6-значные?
Штаб РПР-ПАРНАС представил в избирком копии спорных паспортов, заверенные нотариусом. Чтобы доказать, что у людей на самом деле те документы, которые указаны в подписных листах. Сотрудники штаба потрясали кипой ксерокопий. Рабочая группа просто не стала их рассматривать.
"Смотрят в стол, быстро листают папки и не отвечают ни на один наш вопрос", – написал в Твиттере Волков.
Отдельная история возникла с общежитиями. У тех, кто там живёт, в паспорте стоят номер дома и комнаты. В базе миграционной службы – только дом. Тоже – несоответствие, подписи граждан из общежития признаются недействительными.
Около одиннадцати часов по местному времени рабочая группа просто прекратила заседание. Не проверенной осталась толстая папка с подписями.
"Рабочая группа, не отрываясь от стола, проголосовала за завершение работы. По итогам пролистывания возражений восстановили еще 49 подписей", – отрапортовал в Твиттере Волков.
К той сотне, что была "отбита" в субботу, добавилось ещё полсотни.
Комиссия
В двенадцатом часу ночи села заседать избирательная комиссия. Она очень торопилась: решение об отказе в регистрации "команды Навального", повторим, надо было принять до 23 часов 59 минут. А очереди ждали ведь и другие партии, которых надо было зарегистрировать.
Выступил член комиссии с правом совещательного голоса. Попросил признать некорректными запросы избиркома. Попросил провести повторную проверку, сверив данные из подписных листов с актуальной базой ФМС. Попросил вспомнить, что номера паспортов в Российской Федерации 6-значные. Отдельно попросил "Тимуровича" считать "Тимуровной".
– Избирательной комиссией были проверены все представленные подписи, – объявила член комиссии. – Согласно решению рабочей группы от 26 июля и сегодняшнему решению от 27 июля предлагается исключить из числа недействительных подписей ещё 153 подписи. В результате количество достоверных подписей составляет 10340.
Все члены комиссии, как один, подняли руки. "Команде Навального" не хватило 317 подписей, чтобы зарегистрироваться на выборах в Новосибирске.
"Сейчас будем заниматься подготовкой жалобы в ЦИК: благо весь юридический дримтим в сборе. (Хотя и невыспавшийся запредельно)", – написал в Твиттере Волков (орфография и пунктуация авторские. – Прим. ред.).
Спустя час дрим-тим уехала на автозаке в отделение полиции.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"