9 лет сборной России по футболу руководили зарубежные ландскнехты-наемники, военспецы иностранные, приезжающие в Москву только за длинным "северным" рублем. Но спал морок, все это в прошлом: сборную возглавил тренер ЦСКА Леонид Слуцкий. И мне кажется, что это очень и очень плохо.
Иностранцы ехали в Россию разными маршрутами и оставили о себе разные воспоминания. При этом в 2006 году, когда Абрамович решил начать оплачивать контракт Гуса Хиддинка, решение прибегнуть к помощи иностранцев выглядело абсолютно логично. Тасовать дальше Семина, Газзаева и Ярцева смысла не было никакого.
Хиддинк спокойно отобрался на чемпионат Европы 2008 года, добился главного успеха сборной России в XXI веке, так же спокойно не отобрался на чемпионат мира в ЮАР и уехал курить сигары в Махачкалу. Дик Адвокаат спокойно отобрался на чемпионат Европы – 2012, но запомнился скорее не внятным футболом (хотя таковой тоже присутствовал), а стремительным исчезновением после невыхода из группы. Фабио Капелло спокойно отобрался на чемпионат мира в Бразилии, получил очень много денег от галактической доброты Алишера Усманова и загорает сейчас где-нибудь в Тоскане. Теперь вот Слуцкий.
Нет, вы не подумайте, личных никаких антипатий к Слуцкому я не испытываю. Среди российских тренеров он, пожалуй, добился больше всего, да и по-человечески он классный: обменивается эсэмэсками с Моуриньо, не брезгует заскочить за бигмаком в «Мачок», поддерживает футбольный турнир среди детских домов. Если бы к его тренерскому креслу можно было бы подключить пару проводков, то электричества хватило бы, чтоб осветить Бирюлево с Черемушками. Рассказывают, что в свое время после скандального матча «Крылья Cоветов» – «Терек» Слуцкий собрал в московском ресторане журналистов и рассказал им о, скажем так, странной природе той игры. Согласитесь, такой поступок требует определенной смелости.
Сколь логичным был вызов иностранца в 2006 году, столь логичен же курс на импортозамещение сейчас, в 2015-м. Евро-доллар-баррель волнуют пульс, сыр давим катками и жжем хамон, какие тут иностранцы и зарплаты в инвалюте. Всё, баста, карапузики. Просто мне кажется, что многоходовка с участием Виталия Мутко, Евгения Гинера, Сергея Иванова и черт знает кого еще привела не туда: сборную должен был возглавить не Слуцкий, а Станислав Черчесов.
Дело в том, что достижения Слуцкого в ЦСКА сложно отделить от достижений президента ЦСКА. Евгений Леннорович – некоторые его собеседники знают его как Женю Харьковского – сверхэффективный управленец, и даже в условиях финансовых проблем умудряется пробиваться в Лигу чемпионов. При этом сложные моменты с игроками Гинер решает сам: у Слуцкого навык разборок прокачан недостаточно хорошо. Известен случай, когда Акинфеев повздорил со Слуцким, повздорил знатно, с применением ненормативной лексики; по итогам той встречи рекордсмен Акинфеев поехал в аэропорт встречать Гинера (который в тот день прилетал в Москву) и пожаловался ему на нехорошего Слуцкого. Гинер прочитал Акинфееву доступную лекцию о субординации и отправил обратно на базу извиняться и тренироваться. Как Слуцкий будет выстраивать отношения с норовом Широкова без возможности получить поддержку от Гинера? Я не знаю. Сможет ли Слуцкий в сборной посадить на лавку условных Игнашевича-Березуцкого-Акинфеева, которые играют у него в клубе? Не уверен. А это значит, что пропускать в матчах с Молдавией мы будем и дальше.
Несомненно, сборной нужен тренер-мотиватор. Идеальной кандидатурой был Валерий Георгиевич Карпин, но он предпочел сосредоточиться на развитии футбола в Армавире. Так вот же совершенно свободный от работы Станислав Саламович, недавно отставленный очередной пертурбацией в Центральном совете общества "Динамо". С тестикулами у Черчесова явно всё в порядке, завести может, тренер он, несомненно, состоявшийся. У сборной России впереди четыре матча: со Швецией, с Лихтенштейном, Молдовой и Черногорией. За исключением шведов, все соперники выглядят, скажем так, доступными. По-хорошему, с задачей такой сложности можно было бы справляться хоть с Симоняном, хоть с Семаком. Но государственные мужи, спасибо им большое-пребольшое, выбрали нам Слуцкого.
Федор Погорелов