Власти Петербурга отказались от введения экологических требований к автолавкам после бурного протеста со стороны владельцев. Но новые стандарты, угрожающие разорить предпринимателей, все еще могут быть введены на федеральном уровне.
На прошлой неделе комитет имущественных отношений Петербурга опубликовал проект поправок в собственное распоряжение от 29.06.2015, регулирующее размещение нестационарной торговли. Данный документ был призван решить проблемы, которые начали возникать у предпринимателей после старта приема заявок в соответствии с новыми правилами. Однако вместо этого спровоцировал новый конфликт.
В частности, бурный протест бизнес-сообщества вызвало положение об обязательном соответствии механических транспортных средств (автолавок) экологическому стандарту не ниже класса 4 (так называемый «евро 4»).
Евро-4 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Введён в Евросоюзе в 2005 году. В 2009 году заменён на новый — евро-5. В России все производимые и ввозимые на территорию нашей страны автомобили должны соответствовать классу евро-4 с 1 января 2013 года.
Между тем многие владельцы автолавок закупили свои автомобили гораздо раньше, говорит заместитель директора НП «Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли «Северо-Западный регион» Олеся Островская.
«Обновление всего автопарка — это огромные инвестиции, в условиях кризиса таких денег нет ни у кого», — подчеркивает она.
По экспертным оценкам, стоимость автолавки может варьироваться от 700 тысяч до 1,2 млн рублей. Машины с собственной кухней могут стоить свыше 3 млн рублей. Всего, по данным КРППР, в нашем городе насчитывается 468 точек передвижной торговли. Они размещаются, как правило у метро и известны горожанам.
«Требование по евро-4 абсурдно — если посчитать, сколько автолавок и сколько всего машин в городе, то окажется, что это капля в море», – добавляет Алексей Третьяков, председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
Федеральная инициатива
На вопрос «Фонтанки» о происхождении данной новеллы в комитете имущественных отношений сообщили, что инициатором стал комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка.
Однако представители последнего указали, что позаимствовали идею на федеральном уровне. Требование о соответствии механических транспортных средств экологическому стандарту не ниже класса 4 содержится в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)», размещенном на сайте regulation.gov. Таким образом проект поправок распоряжения КИО был своего рода шагом на опережение.
Впрочем, в КРППР утверждают, что в ходе встречи с предпринимателями в конце августа, на которой эти поправки обсуждались, со стороны последних возражений высказано не было. Однако сами бизнесмены утверждают обратное.
«На встрече вопрос не затрагивался, это стало для нас полным сюрпризом», – говорит Островская.
Впрочем, в КИО «Фонтанку» заверили, что в ближайшее время уберут упоминание о «евро 4» из проекта.
Сами предприниматели пока не торопятся праздновать победу: если будет принят федеральный закон, соответствовать ему все же придется. Но в КРППР обещают довести до Минпромторга РФ мнение производителей по данному вопросу.
Нестационарный передел
Но проблемой экостандартов конфликт этой части бизнес-сообщества с КИО не исчерпывается. В частности, в начале августа в ходе встречи с представителями КИО и КРППР предприниматели жаловались, что не все желающие смогли получить разрешение на размещение своих автолавок.
Например, производитель охлажденного мяса «Каскад» заявил, что получил отказ на установку на том основании, что его торговый объект не согласован с Роспотребнадзором, хотя его представитель настаивает, что копию уведомления прилагал.
В компании «СПБ ферма» утверждают, что пришли подавать заявку первыми, но получили отказ с пояснением, что раньше них это место занял другой предприниматель. Глава КИО Юлия Лудинова предположила, что компания обратилась к КИО в вольной форме, не дождавшись официально утвержденной документации. А кто-то другой успел подать заявку по всем правилам.
Какие компании оказались счастливыми обладателями 163 мест для автолавок, которые распределялись в течение августа, в КИО не называют. Однако обещают, что без места никто не останется. В КРППР уже подготовили изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с которыми появится порядка 150 дополнительных мест для автолавок.
«Многие из них находятся вблизи уже существующих. Так что те, кто лишился места, сможет встать всего несколькими метрами дальше», – пояснила представитель комитета.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»