Смольный требует от банка «Санкт-Петербург» беспрецедентную сумму в 540 млн рублей, пытаясь вернуть аванс развалившегося «Мостоотряда-19». Собеседники «Фонтанки» предлагают искать деньги в Челябинской области.
Дирекция транспортного строительства, подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры, обратилась в Арбитражный суд Петербурга с иском к банку «Санкт-Петербург».
Сумма – весьма ощутимая даже для такого гиганта финансового рынка: 540 млн рублей. Это примерно 1% от собственного капитала банка.
В далеком 2012 году банк «Санкт-Петербург» выдал банковскую гарантию компании «Мостоотряд-19», которая подавала заявку на конкурс по строительству путепровода в створе Поклонногорской улицы. Вряд ли тогда нашелся бы человек в дорожной отрасли города, который сказал бы, что «Санкт-Петербург» выдал ненадежного клиента: «Мостоотряд-19» являлся крупнейшим подрядчиком Смольного, работал на строительстве ЗСД. Получила компания и контракт на Поклонногорский путепровод.
Однако спустя три года от былого великолепия остались только асфальтовые крошки: в Арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве «Мостоотряда-19», в здании, которая занимала компания в Красном Селе, открылись гостиница и сауна. При этом в конце 2014 года, когда на рынке уже ползли слухи о проблемах «Мостоотряда-19», Смольный выдал компании аванс в 570 млн рублей. Дорожную сферу тогда курировал вице-губернатор Марат Оганесян, раздавший авансы также и подрядчиками комитета по строительству. Некоторые компании так и не вернули авансы.
Аналогичная история получилась и с «Мостоотрядом-19». Компания получила федеральные деньги, выделенные в рамках целевой программы по ликвидации переездов на пути следования поезда «Аллегро». Предполагалось, что часть этих денег будет потрачена на закупку строительных материалов и выкуп земель у строптивых собственников. Однако в итоге практически никаких работ не велось, и заказчик зачел подрядчику только 30 млн рублей из полумиллиардного аванса. Срок возврата денег истек 1 июля. Отвечать за развалившийся «Мостоотряд-19» теперь придется банку «Санкт-Петербург».
Банки ответят за всех
Это уже второй подобный иск от смольнинских структур за последнее время. Летом комитет по строительству выиграл процесс против банка «Глобэкс», который выдал гарантию компании «Акрос», занимавшейся расширением Богатырского проспекта между Гаккелевской и Байконурской улицами за 532 млн рублей. В 2014 году «Акрос» получил аванс в размере 100 млн рублей, но так и не освоил его. Как и «Мостоотряд-19», компания сейчас находится в стадии банкротства.
«Глобэкс» первоначально отказался возвращать аванс, указав, что требование комитета по строительству неправильно заполнено – оно не было скреплено печатью, в нем отсутствовали инициалы и подпись ответственного лица. На суде, куда обратились чиновники, представители «Глобэкса» попросили снизить сумму претензий, сославшись на то, что банк уже не сможет взыскать эти 100 млн с «Акроса» ввиду его плачевного финансового состояния.
Судья Валентина Лилль согласилась с тем, что вернуть деньги с подрядчика «маловероятно», однако указала, что это не может стать основанием для отказа Смольному. В итоге с «Глобэкса» взыскали 100 млн рублей за непогашенную гарантию. Кроме того, банку пришлось заплатить 2,6 млн рублей в качестве пени.
По аналогичному сценарию, скорее всего, будет развиваться и тяжба с банком «Санкт-Петербург», но только речь идет о куда более серьезной сумме. В самом банке «Фонтанке» сообщили, что считают: Дирекция транспортного строительства не представила достаточные основания для платежа по гарантии.
«Об этом мы неоднократно уведомляли руководство дирекции. Банк считает свою позицию по данному вопросу абсолютно обоснованной как с правовой точки зрения, так и с точки зрения деловой этики. И готов отстаивать её в судебном порядке», – говорится в сообщении «Санкт-Петербурга».
Отметим, что активным сторонникам по взыскиванию задолженности подрядчиков с банков-гарантов является вице-губернатор Игорь Албин.
Загадочная компания из Челябинска
На этом фоне как-то затерялся вопрос о том, куда же собственно, делись более 500 млн рублей федеральных денег? Телефон директора «Мостоотряда-19» Сергея Барчевского сегодня выключен. Член совета директоров компании, один из учредителей Общероссийского народного фронта в Петербурге, Олег Фонарев заявил «Фонтанке», что не работает в «Мостоотряде-19» с 1 июня, и посоветовал обратиться все к тому же Барчевскому.
Между тем один из бывших высокопоставленных сотрудников компании рассказал нашему изданию, что, по его данным, вскоре после получения аванса «Мостоотряд-19» заключил договор субподряда с компанией «Баэр-Финанс» и якобы перечислил около 220 млн рублей.
«Баэр-Финанс» была создана в Челябинской области, но сейчас зарегистрирована в Москве. Ей также принадлежит компания «Баэр-Авто», которая занимается сдачей автомобилей в аренду в Челябинске. Директор и совладелец компании Константин Бабайлов возглавляет несколько фирм, в названии которых есть слово «Баэр». Все они работают в том же Челябинске.
Судя по открытым источникам, «Баэр-Финанс» и «Мостоотряд-19» связывают давние коммерческие отношения. В отчете компании за 2013 год указано, что «Мостоотряд-19» выдал «Баэр-Финансу» аванс в 400 млн рублей. В этом же списке указан Челябинский завод металлоконструкций, который получил аванс в 113 млн рублей. У последнего «Мостоотряд-19», в частности, закупал металлоконструкции для нового стадиона «Зенита».
С «Баэр-Финансом» петербургская дорожная компания заявлялась в апреле 2015 года на конкурс Росавтодора по строительству дорожной развязки на трассе «Дон» за 1 млрд рублей. Наконец, до недавнего времени «Мостоотряд-19» был субподрядчиком «Пилона», который возводит развязку на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта. Субсубподрядчиком, в свою очередь, стал «Баэр-Финанс», который задолжал компании «Окна века» за остеклением домов, прилегающих к путепроводу.
В «Баэр-Финансе» не ответили на просьбу «Фонтанки» прокомментировать информацию о перечислении 220 млн рублей.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»