Речь финского премьера длилась около 16 минут и была разделена на пять смысловых блоков.
Свое выступление он начал с того, что ситуация в стране "исключительно серьезная", поэтому он ищет новые способы коммуникации с гражданами. Напомним, что в финской политической традиции телевизионное "обращение к нации" - это исключительная мера, к которой прибегают в особых случаях, как, например, делал президент Урхо Кекконен (Urho Kekkonen). Стоит отметить, что речь он эту произнёс в преддверии масштабной забастовки, которая должна состояться 18 сентября.
Юха Сипиля признал, что финская экономика переживает трудные времена, и тезисно обозначил круг проблем: экономический рост в Финляндии является самым низким в Европе; ни в одной стране ЕС безработица не растет так быстро, как у финнов; долг республики также увеличивается рекордными темпами; расходы государственных и муниципальных служб выше, чем доходы, а вдобавок финны столкнулись с наплывом беженцев.
Прежде чем остановитсья на экономике, премьер уделил внимание ситуации с беженцами. "Люди бегут от войны, голода и нищеты", - сказал Сипиля. В этом году Финляндия примет до 30 тысяч беженцев - это "беспрецедентный вызов для нашего общества". Юха Сипиля призвал это самое общество сделать все возможное, чтобы приезжие чувствовали себя в безопасности. Всем желающим помочь он также рекомендовал связаться с местными отделениями Финского Красного Креста (Suomen Punaiseen Risti).
Третья часть была полностью посвящена экономике. "Каждый час последние семь лет внешний долг Финляндии растет на один миллион евро", - заявил Юха Сипиля. Так продолжаться не может, резюмировал премьер: "Деньги иссякнут".
Затем он обратился к гражданам с объяснением необходимости реформ. "Я знаю, что правительственные сокращения расходов негативно повлияют на множество людей", - сказал он. Однако премьер напомнил, что другие европейские страны, например Ирландия и Португалия, провели более жесткие сокращения расходов, чем те, что предлагает его правительство.
Потом Юха Сипиля прокомментировал провал общественного договора, заявив, что организации труда и правительство были слишком далеки друг от друга. Премьер рассказал, что пытался дважды, и провал переговоров стал для него "большим разочарованием". Хотя единственное, чего добивалось руководство страны, было развитие финской экономики. Премьер напомнил, что в тяжелые времена "беспрецедентное трудолюбие и упорство" помогли поднять финскую экономику.
Однако планы правительства, как отметил премьер, были подвергнуты "резкой критике". Сипиля пообещал, что планируемые реформы по возможности будут проведены справедливо. Он также подчеркнул, что это не вопрос престижа правительства, а вопрос спасения экономики. "Сейчас последний момент, чтобы привести страну в порядок", - закончил этот блок Юха Сипиля.
Последняя часть обращения к нации была посвящена позитивным, но довольно абстрактным вещам. "У нас, у финнов, особые отношения с природой", "мы делаем, а не говорим", "финское рукопожатие значит больше ста страниц договора".
Если кратко, то "всё плохо, и мы знаем об этом". Всю 16-минутную речь финского премьера, наверное, легко можно выразить его старой фразой, которая уже стала крылатой: "Пессимист не разочаровывается" (Pessimisti ei pety).