СК возобновил уголовное дело о расстреле царской семьи. Предполагается, что это позволит установить подлинность останков царевича Алексея и великой княжны Марии и поставить точку в споре, длящемся два десятка лет.
Речь идёт об идентификации фрагментов костей, найденных в 2007 году рядом с местом убийства под Екатеринбургом. На захоронении их как останков царевича Алексея и великой княжны Марии настаивают члены семьи Романовых. Препятствием до сих пор была позиция церкви: её представители сомневались в подлинности останков. Новые исследования, возможно, снимут сомнения священнослужителей.
Представитель семьи Романовых в России Иван Арцишевский не стал комментировать решение о возобновлении следствия, но позиция семьи известна. Похороны могли бы состояться давным-давно. Однако сегодня приходится учитывать мнение РПЦ, которая ссылается на то, что императорская чета и их пятеро детей канонизированы.
Возобновление следствия церковь приветствует: подтвердить или опровергнуть подлинность останков можно только в рамках уголовного дела. Так прокомментировал "Фонтанке" решение СКР председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин.
– Это очень правильное решение, – сказал он. – Принято оно для того, чтобы иметь возможность взять пробы из ряда уже захороненных останков и провести дополнительные исследования. Церковь сочла это важным в связи с вновь открывшейся дискуссией о захоронении предполагаемых останков царевича Алексея и великой княжны Марии. Исследования можно провести только в рамках уголовного дела, и для того, чтобы процедура взятия проб из уже захороненных останков была законной, такое решение и было принято.
Эксгумация тел Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны уже состоялась.
Директор Петропавловского собора Александр Колякин рассказал "Фонтанке", что ему о приезде следственной группы сообщили в понедельник, 21 сентября. А в среду утром представители делегации, в том числе сановники РПЦ, подтянулись к собору.
– Мне сказали: эксгумируем императорскую чету, – добавил Колякин. – Я ответил: склепы в соборе, готов вас провести, а дальше – ваше государственное дело. Провели процедуру, все возвращено в девственное состояние. Насколько я знаю, главного герольдмейстера страны, Георгия Вилинбахова, спрашивали, как соблюсти ритуал. В полдень эксгумация началась, в 19.00 закончилась.
Эксперты на самом деле работают не впервые. Ещё в 1979 году геолог Александр Авдонин и кинорежиссёр Гелий Рябов провели своё расследование и обнаружили на Старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом (тогда – Свердловском) место захоронения царской семьи – как они были убеждены. В СССР подробно исследовать этот вопрос было невозможно. Только в 1991-м Авдонин объявил, что знает, где искать тела убитых Романовых. На указанном геологом месте действительно были найдены останки девяти человек.
В 1993 году Генеральная прокуратура РФ начала расследовать убийство царской семьи. Экспертиза, проведённая в рамках уголовного дела, признала, что останки принадлежат императору Николаю Второму, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Ольге, Татьяне и Анастасии и придворным. Церковь не признала выводы экспертов. Но её мнение учитывать не стали, останки были захоронены в усыпальнице русских царей в Петропавловском соборе.
В 2007 году поиски на Старой Коптяковской дороге возобновились: по-прежнему не известно было, где убийцы спрятали тела царевича Алексея и княжны Марии. Исследователи опирались на так называемую "записку Юровского" – записи коменданта "дома особого назначения", руководившего убийством. Чекист писал, что девять тел его подчинённые облили кислотой, прежде чем зарыть, а ещё два сожгли и "закопали неподалёку".
Останки двух человек, фрагменты костей "со следами разрубания" и зубов, действительно были найдены там же, на Старой Коптяковской дороге, но в стороне. В 2008 году американские генетики установили, что эти останки принадлежат царевичу и великой княжне. В 2011 году следователь Владимир Соловьёв передал членам семьи Романовых постановление о прекращении уголовного дела.
Уже тогда можно было захоронить убитых царских детей. Но всё упёрлось в позицию РПЦ: она по-прежнему не признавала выводы учёных. Только теперь, в отличие от 1998 года, считалось, что её мнение игнорировать невозможно, потому что в 2000 году убитые члены императорской семьи были канонизированы. Это означает, объяснил "Фонтанке" протоиерей Александр Ткаченко, основатель и директор детского хосписа в Петербурге, что "речь идёт уже не только об исторических личностях, но и о канонизированных святых, поэтому мнение РПЦ в этом вопросе должно быть решающим".
– Я поддерживаю позицию Русской православной церкви, – сказал отец Александр. – Результаты проведенной генетической экспертизы необходимо принять во внимание, но я считаю, что исследование останков на предмет их принадлежности роду Романовых нужно продолжить: есть некоторые факторы, которые могут вызвать сомнение. Так, останки после обнаружения несколько раз перевозили, и это никак не оформлялось документально, поэтому нельзя быть уверенным в отсутствии фальсификаций. Не были проведены экспертизы, сравнивающие обнаруженные останки с останками ближайших родственников Николая Второго. Чтобы исключить ошибку, необходима не только генетическая, но и историческая экспертиза, тщательное и всестороннее исследование.
В нынешних исследованиях, которые проходят в рамках возобновлённого уголовного дела, принимают участие эксперты, предложенные представителями РПЦ. Это признал Всеволод Чаплин, но назвать имена специалистов и обрисовать связь учёных с церковью отказался.
– Могу только сказать, что это специалисты в области антропологии и генетики, – добавил он. – Они учёные – и они верующие люди.
По информации "Фонтанки", в число экспертов, в частности, вошёл член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин. Он принимал участие в идентификации уже захороненных останков членов семьи Романовых. По поводу костей, найденных в 2007 году, он говорил только, что они могли принадлежать подростку 12 – 14 лет и молодой девушке. Сам доктор Звягин в разговоре с "Фонтанкой" признал, что входит в состав экспертов по делу, но подробности обсуждать отказался.
Протодиакон РПЦ Андрей Кураев считает, что церковь могла и раньше не просто высказывать своё несогласие, а добиться дополнительных экспертиз.
– Мне кажется, что сама церковь должна была проявлять настойчивость в этом вопросе, – сказал он "Фонтанке". – А она, похоже, только тормозила. В проведении дополнительных экспертиз вновь обретённых останков. Этот вопрос для церкви гораздо важнее, чем для государства. Во-первых, сами останки: это мощи святых или нет? Во-вторых, в церковной мифологии последнего десятилетия это всё-таки важная тема. Когда нет установления исторической достоверности, а есть голословное отрицание – "нет, не верим", в этом есть какая-то странность.
На вопрос, почему за все годы дискуссии РПЦ впервые лишь теперь предложила участие "доверенных" экспертов в исследованиях, Всеволод Чаплин ответил, что церковь никуда не торопится.
– Но поскольку сейчас возникло стремление захоронить эти останки в ближайшие месяцы, это и задаёт нынешний темп работы, – добавил он.
Как поведёт себя церковь, если эксперты подтвердят прежние результаты исследований, предсказать трудно.
– Давайте подождём выводов, – ушёл от ответа Всеволод Чаплин.
«Фонтанка.ру»