Сумма, которые россиянин в среднем тратит на услуги в Финляндии, упала с января по август до 35 евро, что на треть меньше, чем в прошлом году. За покупки в финских магазинах наш турист теперь отдаёт на четверть меньше – всего 122 евро. По предварительным прогнозам Союза торговли, прибыль от российских туристов в Финляндии в этом году уменьшится вдвое, притом что в 2014-м она составила 925 млн евро.
Россияне никогда не использовали весь спектр услуг, предалагаемых в Суоми, однако теперь их выбор стал ещё более однообразным, что видно на примере гостиничного бизнеса. Чтобы сэкономить, наши соотечественники стали чаще останавливаться в кемпингах и у друзей, а отели и дачные коттеджи уже не пользуются спросом, как прежде. Количество денег, которые получает Финляндия от туристов, сокращается ещё и за счёт того, что даже состоятельные россияне стали посещать Финляндию реже, говорят в Союзе торговли.
По данным Пограничной охраны Финляндии, турпоток россиян за первые 9 месяцев 2015 года сократился на 30%. Если в прошлом году за этот период республику посетило 6,6 млн наших соотечественников, то в этом - только 4,4 млн. В ведомстве считают, что в ближайшие месяцы ситуация не изменится, хотя, говоря о долгосрочном периоде, оптимизма финны не теряют.
Главный экономист Союза торговли Финляндии Яна Куреноя полагает, что надеяться на возвращение к объёмам продаж пикового 2013 года не стоит. "В данный момент падение турпотока является следствием экономического кризиса и слабого курса рубля, но даже после кризиса показатели могут не вернуться на прежний уровень", - говорит госпожа Куреноя. И причиной тому, согласно исследованию Союза торговли, являются интернет-магазины, популярность которых в России серьёзно растёт. Уже 66% российских туристов, приезжающих в Финляндию за покупками, приобретают товары в Интернете, тогда как в прошлом году этот показатель составлял всего 39%. Эти данные основаны на опросе 6700 россиян.
«Россия на международном уровне считается одним из самых привлекательных рынков для Интернет-торговли, и многие бренды планируют открыть или уже открыли там продажи в Сети», - отмечается в исследовании Союза торговли.
В 2014 году россияне сделали в Интернете 195 млн покупок, включая трансграничные. По данным исследования DATAinsight, рост числа онлайн-покупателей составил 37%. За границей чаще всего приобретали одежду для взрослых, товары для детей, технику и электронику.
С другой стороны, госпожа Куреноя уверена, что совсем от поездок в Суоми наши соотечественники не откажутся, хотя рост популярности онлайн-шопинга, по словам экономиста, может привести к тому, что россияне будут покупать в Финляндии только еду и товары первой необходимости, для себя или дальнейшей перепродажи, как раньше. Люди же с высоким уровнем доходов в Финляндию за товарами не поедут вовсе. Похожего мнения придерживается и глава Торговой палаты Южной Карелии Мика Пелтонен. "К сожалению, мы видим, что некоторые специализированные магазины розничной торговли вынуждены были закрыться (так, из-за оттока туристов закрывается центр по продаже брендовой одежды у границы с Россией Grande Orchidée - ред.). - говорит господин Пелтонен. - Это также обусловлено тем, что россияне предпочитают так называемый рыночный шопинг. В связи с этим рынки расширили свой ассортимент, чтобы соответствовать ожиданиям покупателей из России".
Тем не менее, финны верят, что, улучшив уровень услуг, можно вернуть российских клиентов и конкурировать с иностранными брендами в Интернет-магазинах. Так, исполнительный директор Союза торговли Юхани Пеккала считает, что поддержка потребительских услуг со стороны государства должна быть в списке первостепенных задач правительства. "Создание привлекательных услуг является обязанностью компаний, но создаёт ли государственная власть необходимые стимулы для этого? Экспорт потребительских услуг должен быть одним из ключевых проектов правительства, особенно при односторонней структуре экспорта, которая является для нас большой проблемой", - уверен господин Пеккала.
Приграничный регион Финляндии сильнее остальных регионов страдает от нехватки шопинг-туристов, однако у него всё же есть и неоспоримое преимущество, считает Мика Пелтонен. "Примерно половина всех приобретённых россиянами в Финляндии товаров и услуг приходится на регион Южной Карелии, следовательно, уменьшение числа клиентов из России сказывается в количественном выражении на нас больше, чем на остальных. - констатирует глава Торговой палаты. - Единственными плюсами остаются привычка некоторых россиян регулярно закупаться в Финляндии благодаря близости Южной Карелии к Петербургу".
Предприниматели финской Южной Карелии, работающие в сфере торговли и туризма, настроены скептически. По словам главы объединения предпринимателей региона Мерви Силланпяа, ожидания от зимних праздников у финского бизнеса весьма "умеренные".