Война должна была начаться, все это понимали. Нам крупно, несказанно повезло, что она началась именно так.
Россия (не важно, что под этим понимать – общество или государство) находится в состоянии, когда нельзя не воевать. Все по дедушке Марксу: чтобы отвлечь пролетариат от тяжелого настоящего и беспросветного будущего, правящие классы разжигают в нем шовинистические и милитаристские настроения. Правда, у самих правящих классов настоящее и будущее не менее беспросветно, поэтому и им гораздо интересней воевать, чем смотреть в лицо суровой действительности.
Как и любой другой наркотик, этот не позволяет снижать дозу. Нельзя после Крыма и Украины съезжать на запрет латвийских шпрот, который очень хорошо работал еще каких-нибудь лет 5 – 7 назад. Не торкнет и не подействует.
Воевать можно с врагами внутренними или внешними. С внутренними, кажется, проще, они являют собой готовые жертвы, гарантия победы над которыми 100%. Но это-то и плохо, нет драматизма. К тому же их так давно и усиленно чморят, что даже и Киселев уже, кажется, не в состоянии выдумать что-нибудь новое и интересное. Наконец, с точки зрения телевизора, эта война никуда не годится: никакого экшена, показывать нечего. Если бы внутренних врагов, например, публично расстреливали – картинка была бы неплохой. Но этого пока не разрешают.
Враги внешние много лучше. В войне с ними есть герои, простые русские парни, они ездят на танках, летают на самолетах и плавают на кораблях. Иногда, конечно, погибают, но редко и не помногу – ровно на столько, чтобы оттенить подвиг живых. Эти парни смотрятся на экране гораздо лучше, чем лицо следователей. Маркин – единственный герой войны с внутренними врагами. Тут есть о чем поговорить в истеричных ток-шоу, без которых ни один русский человек теперь не может уснуть: геополитическое противостояние, нефтепроводы, самолеты со сверхточными нанотехнологичными бомбами, до которых американцам – как до Луны. Конечно, существуют свои риски. Враги могут сбить самолет, отрезать на камеру летчику голову и выложить в "Ютьюб", который не удастся вовремя заблокировать. Или, хуже того, они могут не пасть под нашими ударами. Но все равно – плюсов у такой войны больше, чем минусов.
(Можно еще воевать с коррупцией, однако эту идею надо сразу оставить – тут ни единого шанса на победу. После фиаско с Анатолием Сердюковым лучше и не начинать. Вон как за него бодро взялись, а чем кончилось? Насилу обывателей успокоили посадкой несчастной девушки Васильевой.)
Поэтому на экранах всей страны крылатые ракеты улетают вдаль, летчики белозубо улыбаются из кабин своих Су, дроны снимают, как на земле вырастают клубы дыма от наших бомб. И Владимир Владимирович вновь склонился над шахматной доской, играя с этим американцем на судьбу мира, а не с Силуановым – на источники покрытия дефицита федерального бюджета.
Нам остается только возблагодарить Бога, что мы бомбим Сирию. Потому что, если бы не Сирия, мы бы бомбили Киев или Таллин.
Антон Мухин