О войне, которая "превратилась в зрелищную медийную картинку", и о мире как "идеале человечества", а ещё о безответственных политиках, которые этого не понимают, хоть и владеют ядерным оружием, рассказал Владимир Путин на заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай" в городе Сочи.
Выступление президента в рамках пленарного заседания "Вместе против угроз: преодоление розни ради общего прогресса" было назначено на 16:15. На сайте ВГТРК появился счётчик: до трансляции осталось 30 минут, 29 минут, 20 минут, 5 минут… Наступило время "Ч", но ничего не произошло. В половине пятого президента не было. Не появился он и к пяти.
Ещё раньше пресса сообщила, что Владимир Путин приедет в Сочи за рулём автомобиля "Лада Веста". Его опоздание вызывало какую-то безотчётную тревогу. Счётчик на сайте ВГТРК обнулили и запустили вновь уже в пятый или шестой раз.
В половине шестого Владимир Путин подъехал. Действительно – на "Ладе". Зелёного цвета. "Цвет красивый, но выбирали по коробке передач – чтобы был автомат", – процитировал президента в Твиттере корреспондент "Комсомольской правды" Дмитрий Смирнов. И добавил, что президент поблагодарил главу АвтоВАЗа Бу Андерссена за прекрасную машину.
Мир – это война
Выступление Путина началось почти на два часа позже назначенного, продолжалось 25 минут и было так наполнено борьбой за мир, что в этом смысле затмило даже его речь в Генассамблее ООН. Владимир Путин гневно обличал тех, кто недружелюбной риторикой и агрессивными действиями толкает человечество в пропасть войны.
"Война и мир" – это была тема дискуссий "Валдайского клуба" в этом году. Эта тема, напомнил президент, "волновала человечество на протяжении всей истории".
– Ещё во времена древнего мира, античности шли споры о природе, причинах конфликтов, о справедливом и несправедливом применении силы, – сказал Путин. – Мир, мирная жизнь были и остаются идеалом человечества!
В разные времена, продолжал президент, "различные коалиции провозглашали своей целью обеспечение прочного, как говорили когда-то, "вечного" мира", но потом всё равно "выход из накопившихся противоречий искали через войну".
– Война служила средством установления новых, послевоенных иерархий в мире, – с горечью подчеркнул наш президент.
Чувствовалось, что тема борьбы за мир заботит его чрезвычайно. Особенно, видимо, за мир, исчерченный новыми границами по окончании войны. Потому что он опять, как три недели назад в ООН, вспомнил Ялту, где "победители нацизма принимали решения о создании Организации Объединённых Наций, о принципах взаимоотношений государств". Вот в те годы, напомнил Путин, мировые лидеры ещё помнили, что такое война, поэтому относились "к использованию военной силы как к исключительной мере" и "вели себя ответственно, взвешивая все обстоятельства и возможные последствия". Не то что нынешние политики. Из-за которых, сказал Путин, в мире "изменилось само восприятие войны".
– Для зрителей у экранов телевизоров война превратилась сегодня в зрелищную медийную картинку, – рассказал Путин о том, что творится в других странах из-за пока не названных им лидеров. – Как будто в ходе военных действий не гибнут, не страдают люди, не разрушаются города и целые государства! Приобретённый после двух мировых войн антивоенный иммунитет стал ослабевать.
Более того, продолжал наш президент: сегодня военная терминология распространилась на "все сферы жизни".
– Реальность сегодняшней глобальной экономики – это торговые и санкционные войны, – сказал наш президент. – Это уже стало штампом средств массовой информации.
Министерство мира
Другой бич нашего времени, отмеченный Владимиром Путиным, – войны информационные.
– Мы уже все привыкли к навешиванию ярлыков и созданию образа врага, – вздыхал наш президент. – Агрессивно навязывается единственно правильная точка зрения и трактовка событий. Подтасовываются или замалчиваются определенные факты. Власти стран, которые, казалось бы, всегда апеллировали к ценностям свободы слова, любую иную точку зрения, отличную от их собственной, объявляют враждебной пропагандой.
Между тем, напомнил Путин безответственным политикам, мечтающим превратить чужую страну в ядерный пепел, именно теперь стремление мира к миру должно быть особенно бесповоротным.
– С появлением ядерного оружия стало понятно, что в глобальном конфликте не может быть победителя, – рассказал он. – Итог может быть только один: гарантированное взаимное уничтожение.
До какого-то момента Путин говорил о каких-то неправильных и скверных лидерах не очень счастливых стран – вообще, не уточняя, кого имеет в виду. Но, видимо, уточнить было нужно. Кто-то мог подумать не на тех лидеров.
– В качестве примера приведу настоящую эпидемию штрафов в отношении европейских компаний со стороны Соединенных Штатов, – перешёл Путин к конкретике. – В ход идут надуманные предлоги, жёстко караются те, кто осмелился нарушить односторонние санкции.
Дальше он уже со Штатами не церемонился. Без обиняков сказал, как эта страна обращается с теми, кого вслух называет своими друзьями и партнёрами: наказывает их коммерческие компании, штрафует их банки, налагает эмбарго на их продукты.
– Так с союзниками поступают? – спросил Путин у членов клуба. И сам же ответил, хорошо зная предмет: – Нет, так поступают с вассалами, которые осмелились действовать по своему усмотрению: их наказывают за плохое поведение.
На всякий случай он добавил: "у нас – другой подход".
А теперь ещё "наши американские партнёры" дошли до того, что провели испытания ПРО. Спрашивается: зачем? Когда со стороны восточных партнёров нет ровным счётом никакой угрозы. И даже Иран, как выяснилось, ядерного оружия не имеет. А когда какая-то страна стремится к необоснованному доминированию в мире, это приводит только к росту числа конфликтов. И что мы получили в итоге? "Рост числа локальных конфликтов, особенно в пограничных регионах, где сталкиваются интересы крупных держав".
– И как результат – новый виток гонки вооружений, – сказал президент страны, которая урезала в бюджете почти все расходы, кроме военных.
И добавил, что в этой гонке безответственные страны не стесняются применять "концепцию так называемого первого обезоруживающего удара" – демонстрацию "высокоточных неядерных средств большого радиуса действия, сопоставимых по своему эффекту с ядерным оружием". О каких именно средствах говорил президент – он не уточнил. Скорее всего, не о тех, что летели недавно из акватории Каспийского моря.
"Океания всегда воевала с Евразией"
Потом Путин признал несовершенство мира, окружающего нашу страну: в этом мире "военная сила, конечно, ещё долгое время будет инструментом международной политики".
– Вопрос в другом, – добавил президент. – Будет ли она применяться лишь тогда, когда необходимо противостоять общим угрозам, таким, например, как терроризм? Или кулаки станут пускать в ход по любому поводу, просто для того, чтобы напомнить миру, кто в доме хозяин?
И Путин перешёл к проблеме Ближнего Востока. Он не отрицал, что в этом регионе "веками копились межэтнические, религиозные, политические противоречия, острейшие социальные проблемы". Но "попытки извне грубо переустроить регион" привели к катастрофе и к появлению террористической организации "Исламское государство" – врага "цивилизации, человечества и мировой культуры, который несёт идеологию ненависти и варварства, попирает мораль, ценности мировых религий, в том числе и ислама, компрометируя его".
Россия вынуждена была прийти на помощь мирному сирийскому населению. Путин рассказал, что нужно сделать, чтобы победить террористов. Всё просто: первое – освободить от них Сирию и Ирак, не дав расползтись по другим странам; второе – начать в Сирии "политический процесс с участием всех здоровых, патриотически настроенных сил сирийского общества"; третье – привлечь в союзники лидеров ислама; четвёртое – заняться "экономическим и социальным возрождением региона". Почему этого до сих пор не поняли и не сделали "наши американские партнёры и их союзники"?
– Невозможно добиться успеха над терроризмом вообще, если часть террористов использовать как таран для свержения неугодных режимов, – объяснил Путин. – Это только иллюзия, что удастся потом с террористами справиться либо как-то договориться.
Он сказал, что Россия на своём опыте знает, что такое терроризм и как его победить. В качестве плохого примера назвал Ливию.
Завершая выступление, Путин снова призвал "американских партнёров и их союзников" к сотрудничеству.
– Главное, воспринимать друг друга как союзников в общей борьбе, вести себя честно и открыто, – сказал он. - Сирия может стать моделью для партнёрства во имя общих интересов, для решения проблем, которые затрагивают всех. Уверен, что опыт, который мы накопили, и сама сегодняшняя ситуация позволят нам наконец сделать правильный выбор — выбор в пользу сотрудничества, взаимного уважения и доверия, в пользу мира.
Спрашивайте – отвечаем
После президента Путина выступали другие участники дискуссии. Американский дипломат Джек Мэтлок заметил, что мир оказался "на пороге второй холодной войны" из-за "разрушительной позиции" России по Украине. Путин в ответ припомнил американцу продвижение НАТО к нашим границам и пообещал опубликовать "записи бесед немецких политических деятелей и советского руководства в преддверии объединения Германии".
– Очень любопытно, читается, как детектив, – добавил президент.
Корреспондент Financial Times задал вопрос о перспективах мирного процесса в Сирии, о возможности раздела страны и о судьбе Башара Асада – как её видит российской президент. Путин ответил, что для мира в Сирии "потребуется большая совместная работа", потому что США до сих пор наносили свои удары без толку, раздел Сирии неприемлем, а судьбу Асада должен решать сирийский народ. Заодно наш президент "приоткрыл завесу переговоров" с сирийским коллегой. Выяснилось, что Асад не против сотрудничества России даже с оппозицией, если та готова "противостоять и реально воевать с террористами, с ИГИЛ".
На вопрос о том, планирует ли Россия расширять военную операцию на территорию Ирака, Путин ответил дипломатично: дескать, пока таких планов нет, потому что правительство Ирака, в отличие от сирийского, о помощи не просило.
Ещё один участник дискуссии спросил президента Путина о проблеме в отношениях США и России: Запад называют бездуховным, про Россию говорят, что там "неосоветская автократия", и как тогда быть "россиянам, которые любят Америку, и американцам, которые любят Россию"? Ответ Путина свёлся к тому, что никак не быть, потому что – да, Россия – это "представления о добре и зле, высших силах", Америка – "прагматичность", друг друга нам не понять.
Немецкий политолог поинтересовался у российского президента реализацией Минских соглашений по Украине. "Мячик на стороне киевских властей", – ответил Путин. И посоветовал с вопросами обращаться к США и Европе.
Не обошлось, конечно, без вопросов о российской экономике. Путин сказал, что всё не так уж плохо, немного упали цены на нефть, но надо экономику диверсифицировать – и всё станет совсем хорошо.
– Реальная заработная плата немножко припала, но надеюсь, она будет расти, – успокоил президент соотечественников.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"