
После инцидента в Пулково в авиапарке «Когалымавиа» остается всего два самолета. При этом только на сегодня в расписании авиакомпании запланировано девять рейсов в Египет из Москвы и Петербурга, а в месяц авиаперевозчик должен доставлять на курорты до 50 тысяч клиентов туроператора Brisco.
Утром 5 ноября авиакомпания «Когалымавиа» (летает под брендом MetroJet) лишилась еще одного исправного самолета. Во время выталкивания самолета со стоянки 102 в Пулково была повреждена носовая стойка Airbus A321 с регистрационным номером EI-ETL.
По версии представителей аэропорта, летное происшествие случилось из-за действий одного из пилотов, который во время движения нажал на тормоз. В MetroJet, напротив, уверены, что виноват сотрудник Пулково: «Тягач наземных служб аэропорта нарушил правила буксирования воздушного судна».
По словам эксперта по ремонту самолетов семейства Airbus A320, который попросил не указывать его имя, сама по себе замена носовой стойки шасси не является сложной технической операцией. Экспресс-ремонт может быть завершен в течение одного дня или даже одной бригадой за смену, при условии наличия всех необходимых инструментов и запчастей.
Если носовой стойки нет в наличии, то ее придется привозить на заказ. Доставка может составить до семи дней. Однако, судя по детальным фотографиям из Пулково, ремонт не ограничится только заменой одной стойки.
«Может оказаться, что в результате столкновения были замяты кабина и задняя стенка отсека шасси. Также может быть задета гермокабина, поскольку заправленный на рейс самолет навалился всем весом с пассажирами. В этом случае может понадобиться структурный ремонт, для чего понадобится ремонтный цех на авиационно-технической базе и гораздо больше времени», – сказал собеседник «Фонтанки».
«Данное происшествие повлекло за собой необходимость привлечения резервного воздушного судна, а также задержку вылета рейса 7К-9267 Санкт-Петербург – Шарм-эль-Шейх», – заявили в авиакомпании.
Вот только резервных бортов у авиакомпании осталось всего два. После крушения в Египте рейса 7K9268 у «Когалымавиа» осталось всего четыре Airbus A321. Их регистрационные номера: EI-ETL, EI-ETK, EI-FSB и EI-ETH. При этом борт EI-ETH проходит тяжелую форму техобслуживания C-Check в Турции. EI-ETL был поврежден сегодня в Пулково. «На крыле» остались только EI-ETK и EI-FSB.
Грядущие проблемы «Когалымавиа» и, соответственно, клиентов оператора Brisco «Фонтанка» прогнозировала на основе элементарной арифметики. Перевозчик и Brisco сообщали о продолжении сотрудничества и сохранении полетной программы в полном объеме. Единственное неудобство, о котором предупреждали туристов, – задержка вылетов с 2 – 3-часовым опозданием в связи с более тщательными проверками оставшихся самолетов. На практике сложности тандема оказались гораздо серьезнее.
5 ноября три аэробуса «Когалымавиа» должны были осуществить 9 вылетов, и лишь один выполнен по расписанию.
В Петербург борт EI-ETL из Шарм-эль Шейха (рейс 9268) прибыл в 10.30 вместо запланированных 6.50. Поэтому зеркальный рейс (9267), который должен был отправиться в 8.20, на рулежную дорожку выехал около полудня.
Столичным туристам день тоже принес многочасовые ожидания. Рейс 9241 Домодедово – Хургада вылетел в 5.24 вместо 01.45, поэтому зеркальный (9242) отправился в Москву в 15.58 вместо 11.50. Из-за задержки этот же самолет отправился в рейс Домодедово – Шарм (9245) в 17.27 (должен был в 13.10). В свою очередь, туристы в Шарме тоже томятся в аэропорту. Вылет, запланированный на 20.40, перенесен как минимум на 3.45.
После поломки EI-ETL «Когалымавиа» вынуждено было выбирать между петербургскими и столичными туристами. Одновременно в Пулково и Домодедово сидели клиенты Brisco, зарегистрированные на рейс 9268 (Шарм) и 9243 (Хургада), один самолет (EI-FSB) находился в небе, а свободен был только EI-ETK. Его решили подать столичным туристам (отправился в 15.12). Вылет «Когалымавиа» из Петербурга был отменен. По последней информации авиакомпании, рейс 9268 будет выполнен самолетом Pegas Fly (юридическое лицо ООО «Икар») в 23.00. Из-за существенных сдвигов в расписании вовремя не улетит еще одна партия туристов – в Анталью рейсом 9211 из Домодедово. Вместо 22.00 табло рейсов показывает ориентировочное время отправления в 0.10.
Завтра, 6 ноября, «Когалымавиа» ждет не менее насыщенная полетная программа в виде 9 перелетов. Один самолет должен отправиться утром из Самары в Шарм (рейс 9265, 03.40-06.10) и вернуться обратно (рейс 9266, 19.30-02.00). Еще 3 вылета запланированы из Домодедово (рейс 9213 в Анталью в 14.10, рейс 9241 в Хургаду в 17.10, рейс 9245 в Шарм в 17.15). Четыре перелета должны совершиться в Москву (рейс 9212 из Антальи в 12.40, рейс 9246 из Шарма в 15.05, рейс 9242 из Хургады в 15.50, рейс 9214 из Антальи в 21.20).
Чтобы не допустить коллапса в перевозках, «Когалымавиа» может сократить количество рейсов, но это самый неприятный выход для авиакомпании, считает независимый авиаэксперт, научный сотрудник НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
«Как бы ни относились туроператоры с пониманием к проблемам Metrojet, рейсы уже в расписании, а часть билетов на них реализована в составе туров. Самое простое, что можно сделать в нынешней ситуации, – согласовать с туроператорами перевозку на другой авиакомпании. Туроператор вряд ли будет против, поскольку «продать» перевозку на Metrojet сейчас сложнее обычного, но только если получится найти свободную провозную емкость. Предложение на рынке сильно сократилось после банкротства «Трансаэро». Если не получится – перевозчик сам будет вынужден искать возможности оперативного расширения парка, скорее всего, на условиях так называемого мокрого лизинга (краткосрочной аренды самолета с экипажем). По российскому праву классический мокрый лизинг невозможен, но это косметические тонкости. Принимая во внимание отсутствие у Metrojet внутренних рейсов, арендовать провозную емкость можно и у иностранного перевозчика. Но вопрос, разумеется, и в текущей платежеспособности авиакомпании: сможет ли она оплачивать мокрый лизинг», – сказал Андрей Крамаренко.
Андрей Меньшенин,
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»