Катастрофа Airbus над Синаем остается покрыта туманом. «Идет расследование» - дежурная и вполне разумная фраза, хотя открытой информации вполне достаточно для того, чтобы задаваться рядом вопросов. Версия теракта хотя и воспринимается российскими и египетскими властями крайне нервно (у каждой из них есть свои причины на это), но с повестки не снимается.
Если исключить откровенную экзотику в смысле причин рукотворной катастрофы, то в качестве непосредственных исполнителей вероятного теракта волей-неволей приходится рассматривать боевиков, оперирующих на Синайском полуострове. Кто они и способны ли они вообще на его исполнение — причем так, что даже через неделю после катастрофы никто не может внятно назвать основную версию произошедшего?
Итак, Синай. Место, мягко говоря, очень сложное во всех отношениях. Сложное потому, что Синай, по сути, является во многом «серой зоной», в которой понятие «контроль» выглядит довольно условным.
По итогам арабо-израильских конфликтов полуостров разбит на 4 зоны в меридиональном направлении. Восточную и западную зоны контролируют соответственно израильские и египетские военные, по условиям мирного договора имеющие право на присутствие ограниченного и четко обозначенного военного контингента в этих зонах. Средние зоны как раз и являются слабо контролируемыми со всех сторон.
Проблема в том, что и в широтном направлении Синай делится на три четкие области. Южная — зона курортов, средняя — зона проживания местных бедуинских племен, северная — зона промышленная.
Население Синая — бедуины — имеют с египетскими властями крайне натянутые отношения, полагая себя ущемленными. Их исконные территории фактически у них отняты на севере и юге, а компенсации представляются им весьма несправедливыми и скудными. С Израилем отношения тоже не ахти: основной бизнес по-бедуински — контрабанда, которую они перебрасывают в сектор Газа по бесчисленным тоннелям. Кроме того, синайские бедуины кровно связаны с проживающими на территории Израиля родственными племенами и хамулами, чем тоже доставляют массу проблем для израильтян.
Революция 11-го года и последующий развал государственности Египта с приходом к власти "Братьев-мусульман", а затем обратным движением с их отстранением от власти создал в бедуинской среде прослойку сочувствующих и тех, кто решил бороться с режимом, совмещая борьбу с бизнесом. Только теперь этот бизнес ведется с оружием в руках.
Крупнейшая радикальная группировка на Синае — "Ансар Бейт аль-Макдис", с которой нынешнее правительство Египта борется довольно основательно, хотя и безуспешно." Бейт аль-Макдис" периодически проводит теракты, направленные против египетских военных. Военные отвечают, в общем оперативная обстановка на Синае, как это принято говорить, остается сложной.
Сложность еще и в том, что как раз год назад "Ансар Бейт аль-Макдис" принесла присягу Исламскому государству. Интерес обоюдный:"Бейт аль-Макдис" теперь становится не маргинальной группировкой, а частью радикального бренда, получая его «крышу». Исламское государство получает под себя стратегически и геополитически важную точку — непосредственный выход к Суэцкому каналу. Пока Бейт аль-Макдис не рискует атаковать его, но в политике важна угроза, а не только действие.
Собственно, именно от имени Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) дважды уже прозвучали заявления, что именно оно причастно к гибели самолета, и оба раза эти заявления делались спикером именно синайского «вилайета» ИГ, как теперь называется "Ансар Бейт аль-Макдис".
Вопрос, насколько синайский «вилайет» свободен от влияния других субъектов вроде западных или аравийских спецслужб, остается открытым. Поэтому однозначно предполагать, что возможный теракт был совершен именно решением Исламского государства, нельзя. Слишком много заинтересованных, в том числе и на Западе, в том, чтобы поставить Россию перед неприятным фактом ответа на ее участие в сирийской войне. Шаг, кстати, вполне предсказуемый — с ответом. Россию незадолго перед терактом предупредили об этом на очень высоком уровне министра обороны США.
Теперь вот западные лидеры один за другим выступают с туманными, но весьма понятными заявлениями о том, что катастрофа была вызвана именно рукотворной причиной. Возможно, это блеф, а возможно, они прекрасно знают, о чем говорят.
Ситуация, в которую попало российское руководство в случае, если речь действительно идет о теракте, весьма неприятная. Связь с сирийской авантюрой, на которую не слишком просчитанно и с огромнейшим (на годы) опозданием таки решились в Кремле, выглядит в таком случае вполне прозрачной. Запад получает прекрасную возможность играть при любой реакции России, и, видимо, именно этим и объясняется продолжительное молчание в Кремле. Настолько продолжительное, что ни один из самых высших руководителей, большинство из которых выходцы из Петербурга, так и не сумел найти время в своем графике, чтобы приехать в город и просто по-человечески поговорить со своими земляками.
Анатолий Несмиян