К своим пяти месяцам Умарали Назаров был хронически болен. Цитомегаловирус длительное время “пожирал” его организм. Мальчик нуждался в госпитализации задолго до появления сотрудников ФМС и полиции.
Судебно-медицинская экспертиза Петербурга назвала причину смерти пятимесячного Умарали Назарова, доставленного в центр Цимбалина после рейда ФМС. Он скончался от острой легочно-сердечной недостаточности, к которой привело длительное поражение организма цитомегаловирусом – серьезной инфекцией, которую без комплексной диагностики не определить.
Бюро судебно-медицинской экспертизы Петербурга (БСМЭ) выдало свое заключение о смерти таджикского мальчика Умарали Назарова. Он был доставлен 13 октября в центр Цимбалина после рейда ФМС, установившей нарушение миграционных правил его матерью. Сердце ребенка остановилось через десять часов после госпитализации. Таджикская диаспора настаивала на насильственном характере смерти Умарали. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Общественники и депутаты оперировали словом «детоубийство».
Как следует из акта БСМЭ, судебно-медицинское исследование было поручено трем опытным экспертам с трудовым стажем 26, 10 и 6 лет. Двое имеют высшую квалификационную категорию по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».
Как уже сообщала «Фонтанка», после вскрытия предварительной причиной смерти Умарали была названа острая легочно-сердечная недостаточность.
Эксперты БСМЭ согласились с этим выводом, но установили, что заболевание, которое привело к недостаточности, не ОРВИ, а гораздо более серьезное.
«Причиной смерти Назарова Умарали (4 месяца 23 дня) явилась генерализованная вирусная цитомегаловирусная инфекция. Она осложнилась развитием легочно-сердечной недостаточности», – указано в заключении.
Цитомегаловирус (в международной классификации HCMV) характеризуется образованием гигантских клеток. Впервые он был найден у новорожденных. Прежде всего, поражаются слюнные и околоушные железы. Как говорят медицинские справочники, раннему заражению цитомегаловирусом (до года жизни) способствуют скученность и антисанитария.
Как пояснили «Фонтанке» в БСМЭ, слово «генерализованная» в диагнозе означает поражение практически всех жизненно важных органов.
«Судя по гистологическому исследованию, вирус развивался в теле ребенка давно. Он затронул не только дыхательную и сердечную системы. Его следы найдены повсюду. Диагностированы пневмония, дистрофия печени и поджелудочной железы, поражения желудка, изменения надпочечника, хроническое воспаление тонкой кишки (энтерит), отек оболочек и ткани головного мозга, отек спинного мозга».
По данным нашего издания, ни сотрудников УФМС, ни полицейских родственники не предупреждали о серьезной болезни Умарали. Более того, неистово убеждали в его идеальном здоровье. Мальчик нуждался в госпитализации.
Коллеги экспертов, проводивших исследование, в беседах с «Фонтанкой» также обратили внимание на установленную при вскрытии лимфаденопатию. Размеры всех лимфоузлов мальчика были увеличены.
Как пояснили «Фонтанке» в Ассоциации лимфологов России, увеличенные лимфоузлы – результат атаки какой-то инфекции: «Это явный сигнал оперативно искать причину воспаления, которое, как правило, определяется пальпацией».
Напомним, в приемном покое Центра Цимбалина ребенок был осмотрен заместителем главврача по медработе Шишкиной. Его состояние здоровья сочли удовлетворительным, а предварительный диагноз содержал рахит 1 – 2-й стадии и дистрофию. Инфекция в карте осмотра отражена не была. План обследования заключался в анализах крови, общем анализе мочи, посевах биологического материала на дифтерийную палочку, дизентирийную и энтеропатогенную группу, консультациях невролога, ЛОРа, ортопеда, окулиста. Мальчику назначили питание адаптированной молочной смесью и положили под наблюдение дежурного педиатра и медсестры. Умарали кормили ежечасно, и при очередном обходе в 23.55 медсестра нашла его без дыхания.
В одной из детских больниц Петербурга «Фонтанке» сообщили, что ЦВМИ не поддается визуальной диагностике: «Пациент внешне мог выглядеть как простуженный ребенок. Тем более невозможно спрогнозировать столь острое развитие заболевания без комплексного обследования».
Телесные повреждения в виде поверхностного осаднения носа с распространением на подглазничные области эксперты БСМЭ тоже нашли. Однако пришли к выводу, что повреждение было причинено посмертно, при медицинских манипуляциях. Видимо, имелись в виду реанимационные мероприятия. Ребенка пытались спасти.
Детский патологоанатом, доктор медицинских наук Ирина Ситнова сказала «Фонтанке»:
«Цитомегаловирус – довольно частая причина детской смерти. При одном только внешнем осмотре увидеть заболевание невозможно. В скрытом виде вирус есть и в организме здоровых людей. Под влиянием неблагоприятных факторов, например простуды, он активизируется. Вряд ли таким фактором мог быть стресс, полученный непосредственно в день смерти. Вирус, в частности, вызывает тяжелую пневмонию. Это бывает и у взрослых, но у детей протекает особенно тяжело, потому что иммунная система развита слабо. Такое ярко выраженное увеличение слюнных желез, как у этого ребенка, – косвенный признак длительной болезни, протекавшей, возможно, не один месяц. То есть в течение нескольких часов болезнь не могла развиться. Здоровая иммунная система, возможно, победила бы вирус, но по другим признакам, указанным в экспертном заключении, видно, что у мальчика с рождения был какой-то иммунный дефект. Конечно, если бы болезнь диагностировали на ранней стадии, не исключено, что ребенка можно было бы спасти. И, не окажись ребенок в больнице, возможно, через день-два его бы госпитализировали по вызову матери. Или он бы умер дома».
Педиатры, с которыми сегодня общалась «Фонтанка», из соображений этики не стали рассуждать, могли ли специалисты Центра Цимбалина спасти ребенка, но однозначно заявили, что Умарали нуждался в госпитализации и врачебной помощи задолго до появления в его жизни сотрудников ФМС и полиции.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»