Компания «Старт Девелопмент» сработала на упреждение и за день до удара активистов рассказала, как можно застроить Кондакопшинское болото без ущерба для императорских прудов Пушкина и Павловска.
Признание Кондакопшинского болота водным объектом означает для девелоперов потерю от 60 до 100 га, на которых мог быть построен город-спутник «Южный». 9 декабря в защиту болота выступят активисты сообщества «Гражданин Пушкин». За день до их пресс-конференции «Старт Девелопмент» представил журналистам свое техническое решение, как можно не только не осушить, но и увеличить питание прудов Екатерининского парка.
«Старт Девелопмент», бенефициар которого – совладелец группы «Илим» Захар Смушкин, – собственник 2 тысяч га рядом с Киевским шоссе, на границе Петербурга и Ленобласти. На этой территории компания намерена построить город-спутник «Южный», рассчитанный на проживание более 130 тысяч человек. К первой очереди в миллион квадратных метров могут приступить уже в следующем году. Масштабные планы девелопера натолкнулись на общественный протест, активисты которого считают, что застройка Кондакопшинского болота, питающего пруды Баболовского, Александровского и Павловского парков, нанесет непоправимый ущерб историческому наследию.
В среду, 9 декабря, движение «Гражданин Пушкин» представит публике промежуточные итоги исследования Государственного гидрологического института и покажет площадь залегания торфяников на территории будущего города-спутника.
УК «Старт девелопмент» 8 декабря пригласила журналистов на встречу с руководителем группы гидрометеорологии ООО «ПМ-Гео» Людмилой Ефремовой. Эта компания, как заявлено, исследовала возможное влияние застройки на снабжение районных рек — Кузьминки, Поповки, Славянки, Черной речки и Лиговки.
Ефремова рассказала прессе, что считает застройку болота не вредительством, а благим делом. По ее словам, сейчас, в засушливые месяцы (с июня по сентябрь) вода задерживается торфяными залежами и уходит на питание растений. После строительства города осадки, по утверждению спикера, будут полностью стекать в ливневую канализацию, оттуда — в пруды-накопители и после очистки попадут в реку Кузьминку, питающую царскосельские пруды. В итоге, после застройки, объем стока Кузьминки летом должен вырасти в 3,5 раза. А сток Славянки, снабжающей пруды Павловского парка, – в 1,5 раза.
Есть у гидрологов и еще один проект для снабжения прудов Екатерининского парка. Когда-то их питал Таицкий водовод, ныне распавшийся на несвязанные фрагменты. Компания «ПМ-Гео» предлагает восстановить его часть — Монахову канаву и подвести к ней воду с помощью трубы-коллектора длиной 3,8 км. Правда, этот проект лежит вне территории и ответственности «Старт Девелопмента». И кто и когда его сможет воплотить, непонятно.
«Состояние водной системы Пушкина и Павловска близко к катастрофическому. Водопроводящая система, исторически снабжавшая водой пруды, почти полностью разрушена», – говорится в письме директора ГМЗ «Царское Село» Ольги Таратыновой организации «Гражданин Пушкин». Но разработка проекта обводнения парков выходит за рамки возможностей музея.
В Государственном гидрологическом институте (ГГИ) к предложению коллег отнеслись скептически. «Говорить о том, что после строительства города в реках вырастет сток, я бы не решился», – сказал «Фонтанке» замдиректора института Михаил Марков. Вода с крыш и асфальта испаряется активнее, чем с поверхности растений. А при летнем снижении осадков – что болото, что асфальт, воды все равно не будет.
Если застройщик перенаправит ливневый сток обратно в Кузьминку и Поповку, едва ли объем стока в реках изменится значительно. Проблема со снабжением прудов вообще во многом надумана – болото формирует сток рек не больше чем на 5-7%, объяснил Марков.
Более того, на настоящем этапе реализация проекта невозможна. Создание новых водных объектов производится в соответствии с Водным кодексом. И для них в Генплане должна быть предусмотрена соответствующая зона, объясняет глава центра экспертиз «Эком» Александр Карпов. Сейчас в документе таких зон нет. И появиться они могут не ранее 2019 года, когда вступит в силу новый Генплан.
Специалисты настаивают, что дело не только в императорских прудах – болото ценно само по себе. «Это зона относительного покоя, где птицы могут вить гнезда, животные — выращивать молодняк. В Пушкинском районе таких зон почти не осталось, – говорит Марков. – Если его застроить — сократится поголовье и будут уничтожены краснокнижные растения». Кроме того, болото – естественный фильтр для очистки атмосферных осадков.
До конца следующего года институт определит границы болота без учета осушенных торфяников и заболоченных территорий. Это около 30% от площади всей торфяной залежи в 200 га. То есть около 60 га. Затем территорию могут включить в Водный реестр.
Площадь водного объекта может составить около 100 га, говорят и в самом «Старт Девелопменте». Это около 5% от всей территории, на ней запланированы жилые и деловые кварталы. «Компания готова передать эти территории государству», – дипломатично заявил журналистам гендиректор «Старт Девелопмента» Сергей Хромов.
Впрочем, если болото будет включено в Водный реестр, у компании не будет другого выхода. Ресурс просто не может принадлежать никому, кроме Российской Федерации.
Ранее на территории компании в 906 га в Ленобласти уже были обнаружены водные объекты и береговые полосы рек Черная и Славянка. На этом основании в ноябре этого года прокуратура в первой инстанции оспорила сделку по приватизации всего участка. В «Старт Девелопменте» говорят, что до 12 декабря подадут апелляционную жалобу. Компания уже размежевала участок и выделила из него территории рек и береговых полос. Теперь она рассчитывает, что суд пересмотрит позицию и решит передать Российской Федерации только часть приватизированного надела, рассказала начальник юридического отдела «Старт Девелопмента» Елена Штабная.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»