Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

2 м/с, южн

756мм

89%

Подробнее

Пробки

7/10

Реклама

Следствие ищет Гарюгину группу

1306
ПоделитьсяПоделиться

Уголовное дело начальника метрополитена Гарюгина забуксовало. Его судьба находится в руках арбитража, который решит, нанесла ли подземка ущерб бюджету Петербурга.

В январе истекает год с момента возбуждения дела в отношении бессменного начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Поводом для него стала проверка Контрольно-счетной палаты, проведенная в 2013 году. Аудиторов смутил тот факт, что свайное основание под вестибюлем станции метро «Адмиралтейская» было построено за счет бюджета, хотя метрополитен использует лишь малую часть здания.

Все остальные площади занимает торговый комплекс «Адмирал», который был построен инвестором – компанией «СоветниК». Возможный ущерб казны был оценен Счетной палатой минимум в 466 млн рублей.

Владимир Гарюгин стал основным фигурантом этого дела потому, что именно он заключал инвестиционный договор с «СоветниКом». Ход расследования ярко освещался руководителем Управления со СМИ Следственного комитета РФ генерал-майором юстиции Владимиром Маркиным. Релизы содержали фирменное для Маркина перечисление имущества, изъятого при обысках. Так, в доме у Гарюгина нашли 31 млн рублей, три сертификата на сумму в 2,4 млн рублей, некие «крупные суммы в валюте».

Однако несмотря на целый год кропотливой работы, пока расследование топчется на месте. По сути, единственным кардинальным изменением можно считать сумму возможного ущерба. Специальная строительно-техническая судебная экспертиза проанализировала акты сдачи-приемки, по которым «Метрострой» получил деньги за «Адмиралтейскую». Оказалось, что на свайное основание и фундамент бюджет потратил около 520 млн рублей.

По словам собеседников, близких к следствию, основная трудность заключается в том, что Владимир Гарюгин был лишь одним из должностных лиц, которые отвечали за строительство наземного вестибюля «Адмиралтейской». И его подпись была далеко не самой решающей. Сам механизм государственно-частного партнерства был придуман еще при губернаторе Владимире Яковлеве, а его практическая реализация началась при Валентине Матвиенко. Суть в следующем: инвестор возводит для города наземный вестибюль, а взамен получает право надстроить несколько этажей под коммерческое использование.

По такой схеме, в частности, были построены вестибюли «Звенигородской», «Международной», «Бухарестской». В комиссию, которая выбирала бизнес-партнера города, всегда входили несколько вице-губернаторов и руководителей профильных комитетов. Например, членами комиссии по «Адмиралтейской» были: тогдашние вице-губернаторы Игорь Метельский, Юрий Молчанов, Роман Филимонов, глава КГА Юлия Киселева, председатель КУГИ Дмитрий Куракин, все тот же Владимир Гарюгин. Именно они и выбрали инвестором «СоветниК», который входит в холдинг «Петромир» Михаила Мирилашвили.

Государственным заказчиком на проектирование наклонного хода и наземного вестибюля станции был комитет по транспорту, подрядчиком – институт «Ленметрогипротранс». Это же ведомство заключило с «Метростроем» контракт на сами строительно-монтажные работы. Сдать станцию решили в конце 2011 года, что было обусловлено политическими мотивами: в декабре должны были пройти выборы в Госдуму и ЗакС. Стройплощадку несколько раз посещали вице-премьер Дмитрий Козак и губернатор Георгий Полтавченко: первый возглавлял федеральный список «Единой России», второй – региональный. Посещая станцию, они перед телекамерами торжественно обещали горожанам, что строительство метро и впредь будет поддерживаться властями.

В итоге из-за этой спешки постановление правительства Петербурга о строительстве наземного вестибюля на основе государственно-частного партнерства было подписано губернатором Георгием Полтавченко… за неделю до торжественного открытия станции. В соответствии с распоряжением КУГИ должен был заключить договор с подземкой, а метрополитен, в свою очередь, – обеспечить сдачу объекта в течение 31 месяца.

Исполняя поручение градоначальника, в 2012 году Владимир Гарюгин подписал договор с «СоветниКом». В нем-то и было указано, что инвестор несет все затраты на строительство вестибюля – за исключением тех, которые включены в контракт с «Метростроем». Таким образом, получилось, что фундамент под зданием, которое используют два хозяйствующих субъекта, построен исключительно на средства одного из них. Правда, впоследствии – хронологически это произошло уже после проверки КСП – был произведен расчет нагрузок, и «СоветниК» перечислил в бюджет 271 млн рублей за свою долю в затратах на свайное основание.

«В этой кутерьме имен и событий очень сложно доказать, что именно действия Гарюгина привели к причинению возможного ущерба. Тут уже начинаются юридические эмпирии в виде таких сложных терминов, как "недополученная выгода". Сейчас следствие мигрирует в сторону статьи о мошенничестве», – рассказал «Фонтанке» собеседник, знакомый с движением уголовного дела. По его словам, ситуация для следователей осложняется тем, что Смольный категорически отказывается признать себя потерпевшим.

Однако в случае переквалификации на мошенничество Владимир Гарюгин становится далеко не единственным фигурантом. Ведь, например, главным ответственным за то, что свайное основание включили в смету на строительство наклонного хода, является комитет по транспорту. Соответствующий контракт с «Ленметрогипротрансом» заключался тогда, когда ведомство возглавлял Александр Дацюк. Работы у проектировщика принимались при Александре Кадырове, а деньги за свайное основание «Метрострой» получил в те времена, когда в кресле председателя сидел Станислав Попов. И при богатстве следственной фантазии в этот список можно включить еще многих чиновников, которые так или иначе имели отношение к этому проекту. А это уже опасно с политической точки зрения.

С учетом всех этих сложностей внимание сторон сконцентрировано на процессе, который идет в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. ГУП «Петербургский метрополитен» оспаривает предписание Контрольно-счетной палаты, ключевым элементом которого является история с «Адмиралтейской».

На последнем заседании в декабре присутствовали не только юристы обеих сторон, но и аудитор Юрий Илларионов, который и руководил проверкой метрополитена. А также главный инженер службы капстроительства «Петербургского метрополитена» Дмитрий Кунец: он считается «правой рукой» заместителя начальника метро Аркадия Фурсы, который курирует капитальное строительство. Регулярно ходит на процесс в качестве слушателя и следователь ГСУ СК РФ по Петербургу Александр Пальцев.

Такой интерес понятен: в соответствии со статьей 90-й Уголовно-процессуального кодекса, обстоятельства, установленные арбитражным судом, должны приниматься правоохранительными органами без дополнительной проверки. Иначе говоря, если метрополитен не сможет оспорить предписание КСП, то у следствия появится доказательство того, что ущерб бюджету был действительно нанесен. Это «Фонтанке» подтвердил адвокат начальника подземки Владимир Львов.

Битва идет нешуточная: на последнее заседание сотрудники КСП принесли таблицу высотою около полуметра. С помощью нее аудиторы попытались показать судье Дмитрию Глумову, как именно был нарушен закон при строительстве фундамента «Адмиралтейской». Юристы, представляющие интересы метрополитена, активно оспаривали каждый тезис КСП. В итоге обе стороны углубились в историю проекта, заговорив о том, что в соответствии с первоначальным технико-экономическим обоснованием (ТЭО) на этом месте вообще нужно было построить только одноэтажный вестибюль.

«Давайте не будем обсуждать "тэо-шмэо" и вернемся к конкретному эпизоду», – не выдержал судья Глумов и перенес заседание на начало февраля. Не раньше этого срока, похоже, появятся и подвижки в деле начальника метрополитена, который продолжает работать, в конце декабря, например, Гарюгин вместе с вице-губернатором Албиным открывал после капремонта станцию «Выборгская».

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close