450 граммов каши с мясом, 250 граммов хлеба и стакан чая два раза в сутки. Почему у русского солдата забрали фронтовые 100 грамм, разбирался корреспондент «Фонтанки».
На тактическом поле учебного центра Военной академии МТО им. Хрулёва под Лугой с 19 по 21 января проходят практические учебные занятия. Будущие начальники служб тыла – продовольственной, горючего, вооружения – учатся кормить личный состав в окопах на переднем крае, заправлять боевую технику в полевых условиях, эвакуировать в тыл раненых и подбитую технику.
По легенде учения, подразделения материально-технического обеспечения, так сегодня официально называются армейские тыловики, должны обеспечить боеприпасами, питанием и горючим мотострелковую роту, ведущую бой с условным противником.
Накормить личный состав в окопах переднего края обороны, когда вокруг «свистят пули» и до позиций условного противника считанные сотни метров, — ключевая задача. Старая армейская поговорка «война войной, а обед по расписанию» в боевых условиях не действует. По инструкции, солдат на передовой положено кормить трижды в сутки: «завтрак – до начала боевых действий, обед – в часы спада боевого напряжения или после завершения боевых действий, ужин – в конце дня или после завершения боевых действий».
Есть и принципиальная оговорка: «Если по условиям боевой обстановки приготовить горячую пищу три раза в сутки невозможно, ее готовят два раза и организуют промежуточное питание».
Готовят пищу на расстоянии не более трех километров от окопов. Аутсорсинг на передовой не предусмотрен, у военного повара в руках черпак, а за спиной автомат Калашникова. Военных поваров готовят тоже здесь, в академии, на факультете среднего профессионального образования. После двух с половиной лет обучения специалист по организации питания в сержантских погонах умеет печь хлеб, варить 15 видов супов и 25 вторых блюд.
Главное оружие военного повара – полевая кухня КПБМ-150. Боевой расчет – три человека. За два часа должны приготовить пищу на 150 человек. Фронтовое меню со времен Великой Отечественной войны принципиально не изменилось – каша с тушенкой и горячий чай. Преподаватели академии объясняют: в боевых условиях пища должна быть быстрой в приготовлении и простой в доставке в окопы. Технически можно приготовить хоть фуа-гра, хоть жюльен. Но в стрелковой ячейке, особенно зимой, солдату удобнее и быстрее всего насытиться хорошей порцией каши и запить чаем. Причем чай только черный и только сладкий. Других вариантов нет. Попробовав напиток, корреспондент «Фонтанки» поморщился от обилия сахара.
- Строго по нормативу, – отреагировал военный повар.
– Разумно, зато много не выпьешь, – раскусили замысел журналисты.
Культура приема пищи на фронте особая. Во-первых, полевая кухня подразделения для противника одна из ключевых целей. Одним метким залпом можно оставить солдат без «горячего», а это существенный минус к боевым возможностям. Поэтому военные повара учатся маскироваться в складках местности, а приготовленную пищу к окопам подвозят только с разрешения командира. В каждом взводе назначаются раздатчики пищи, которые получают кашу и чай в термоса и разносят по окопам. Боевые товарищи в это время расчехляют ложки и котелки. На прием пищи у них всего десять минут. За это время противник, даже если и догадается, что наши солдаты увлечены не войной, а обедом, внезапную атаку провести не успеет.
Корреспонденту «Фонтанки» пришлось узнать, что знаменитых «фронтовых 100 грамм» в сегодняшней российской армии не существует. В августе 1941 года выдача водки солдатам стала вынужденной мерой, потому что горячим питанием обеспечить солдат не могли даже один раз в сутки. Выдавали только сухари, сало и изредка консервы. С одной стороны, алкоголь помогал продержаться, с другой – снижал инстинкт самосохранения и приводил к неоправданным потерям. Когда в 1943 году ситуация со снабжением наладилась, выдачу водки войскам существенно ограничили, а в 1945-м отменили совсем.
Михаил Огнев, «Фонтанка.ру»