ПАО «Газпром» намерен построить уже третий яхт-клуб в Петербурге. Участок — на намытой под "стадионное" метро оконечности Крестовского острова - Смольный может выделить целевым назначением. Если признает проект стратегическим.
Корпорация «Газпром» претендует на участок на свеженамытой земле Крестовского острова, прямо за строящимся стадионом. Это «Фонтанке» подтвердили сразу несколько собеседников в Смольном. Один из них рассказал: «В управлении инвестиций комитета по инвестициям прошло уже несколько предварительных встреч».
На них стороны обсуждали, что проект можно признать стратегическим. Это позволит передать участок «целевкой» – целевым назначением. К тому же сам «Газпром» – уже стратегический инвестор. Правительство одобрило статус 26 января.
Впрочем, пока что юридически решение не оформлено. «В настоящее время в работе комитета по инвестициям данного проекта нет», – официально комментирует ведомство.
Это объяснимо. «Газпром» не может подать заявку, пока участки намыва не сформированы и не зарегистрированы как городская собственность. Искусственную территорию площадью 16,6 га сдали в эксплуатацию только в октябре прошлого года.
Участок под яхт-клуб был зарезервирован еще на схеме 2013 года. Тогда обоснование создания намыва подготовил «ЛенморНИИпроект». Правда, на нем яхт-клуб занимает совсем небольшую территорию на юго-западном краю острова. С востока к нему должны примыкать очистные сооружения ЗСД, а с севера — станция метро «Новокрестовская».
До начала работ по намыву Смольный заявлял, что выставит надел на торги. Но теперь, видимо, решил отказаться от этой идеи. Само создание новой земли Петербургу обошлось в 2,2 млрд рублей.
«Это будет не яхт-клуб, это будет марина. Не путайте клуб со стоянкой», – принципиален председатель Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. Проект в СППС пока не видели.
Теоретически в состав марины должна входить инфраструктура — душевые и пункт заправки водой и топливом, ремонтная база, места для хранения судов, а также административные помещения. Но их постройка стоит не так много на фоне затрат на создание фарватера.
«Я хорошо знаю акваторию. Сейчас там по колено. И за последние полтора года из-за намыва мель увеличилась на 70 метров в сторону Кронштадта», – говорит Владимир Логинов, один из основателей яхт-клуба «Крестовский», он же — клуб Петербургского парусного союза. Оконечность Крестовского острова зажата между Большой Невкой и Малой Невой. И река очень быстро наносит песок.
Для того, чтобы создать на Крестовском острове новую гавань, нужно провести дноуглубление до отметок в 3 – 4 метра, а для защиты от песка построить две бетонные дамбы высотой 3 метра и длиной около 300, оценивает Владимир Логинов. Такие работы могут стоить около полумиллиарда долларов. При этом даже строительство типичного яхт-клуба с некапитальными зданиями и понтонами на 400 мест обходится в 200 млн рублей и окупается за 12 – 14 лет.
Яхтсмены не понимают, зачем «Газпрому» уже третий яхт-клуб – на Крестовском. Один уже заявлен рядом с «Лахта центром». На месте порта «Геркулес» обещают создать международный центр парусного спорта. В него войдут гостиница, здание яхт-клуба и медиабашня для наблюдения за соревнованиями.
Еще один – в Стрельне, рядом с Константиновским дворцом. На берегу выстроят отель на 200 номеров с рестораном, СПА и ледовой ареной. Эту марину уже закрыли и огородили забором, но работы там фактически не ведутся, знают яхтсмены.
Кроме того, «Газпром» вел переговоры о реконструкции Речного яхт-клуба на Петровской косе. Однако отказался от этой идеи после «переезда» проекта в Лахту, рассказал Владимир Дербин, председатель Ленинградской федерации профсоюзов.
Впрочем, городу действительно не хватает новых яхт-клубов. Для парусных судов их совсем немного. Это тот же «Геркулес», Речной яхт-клуб, «Крестовский», который скоро отрежет от моря ЗСД. Плюс за городом – яхт-клуб «Балтиец» в Ораниенбауме и стоянка у порта «Константин» в Кронштадте. Для сравнения: в Хельсинки открыто 37 марин.
За последние несколько лет в городе исчезло 8 яхт-клубов, с начала 1990-х – 22. Площадки закрываются как по объективным причинам — из-за строительства ЗСД или моста через Серный остров, так и просто застраиваются.
«Самый свежий пример — Императорский яхт-клуб на Крестовском. Фактически от него осталась только стоянка для катеров», – говорит Сергей Алексеев. На месте самого яхт-клуба на набережной Мартынова строятся пятиэтажные апарт-отели.
Любителям ходить под парусом скоро будет некуда пристать. В Петербурге зарегистрировано около 5 тысяч плавсредств. И 2 тысячи человек увлекаются парусным спортом.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»