«Изнасилованная мигрантами» 13-летняя Элизабет Ф. цела и невредима. Все подробности злоключений «нашей девочки» в Германии выяснила прокуратура Берлина.
Историю «бедной Лизы» из пригорода Берлина знает уже не только немецкая полиция. Энтузиазм российского телевидения, живо освещавшего «трагедию» в Европе на фоне «кризиса беженцев», привёл к дипломатическому конфликту и ославил семью выходцев из России далеко за пределами Германии.
Школьница из немецкой семьи российского происхождения, 13-летняя Элизабет, пропала утром 11 января. В семь с минутами она села в трамвай на станции Фридрихсфельд-Ост в Берлине и поехала в школу в Фалькенберг. Потом в соцсетях появились её фотография и описание: рост, цвет глаз, куртка с капюшоном, кожаный рюкзачок. Всех, кто видел ребёнка, просили сообщить об этом семье и полиции.
Объявление было актуально сутки. Днём позже Элизабет – Лиза – нашлась. Она отсутствовала 30 часов. Вернувшись домой, плакала и рассказывала маме с папой, что её прямо на пути в школу похитили двое мужчин «средиземноморской внешности», плохо говорящие по-немецки, как пишет Stern. Мигранты затолкали её в автомобиль, куда-то увезли, там изнасиловали, потом выкинули на улицу. Заметим в скобках: с памятных событий новогодней ночи в Кёльне к тому моменту прошло полторы недели, тема нападений мигрантов на женщин в Германии шумно обсуждалась.
Полиция очень быстро установила, что ребёнок не подвергался сексуальному насилию. Уже 17 января следствие сообщило: «Расследование земельного ведомства по уголовным делам не выявило состава преступления – ни похищения, ни изнасилования», – цитирует Deutsche Welle.
О том, что пережили родители за 30 часов отсутствия дочери и за то время, пока верили в рассказ о мигрантах-насильниках, не узнал бы никто, кроме полиции, поскольку речь шла о несовершеннолетней и о подозрении в сексуальном преступлении. Но прошла неделя – и тема «кризиса беженцев» в Европе вышла на новый виток: о тотальных проверках на границе объявила Австрия. России эта тема оказалась поразительно близка. И на том же телеканале, что рассказал миру о «распятом мальчике» в Славянске, вышел сюжет: из-за проклятой европейской толерантности уже начали страдать русские дети. Об изнасилованной Лизе поведали российские «тётя» и «дядя» ребёнка (позже в немецкой прессе этих родственников назовут мнимыми). Так история Лизы стала известна в России.
После такой огласки число мигрантов, которые 30 часов мучили ребёнка, начало расти. В российской прессе уже говорили о пяти арабах, преступление обросло чудовищными подробностями. Коллеги в Германии обвиняли российских журналистов во лжи, немецкий адвокат подал заявление в прокуратуру на Первый канал, а Лизу стали называть «распятой девочкой». Позже официальный представитель МИД Мария Захарова скажет по этому поводу, что лишь благодаря вмешательству российских СМИ «власти Германии заметили «дело Лизы» (цитата по Russia Today).
Новость о том, что насилия над ребёнком не было, не погасила страсти, наоборот – вызвала возмущение: называя Лизу (гражданку Германии) «нашей девочкой», глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что его ведомство «работает с адвокатом, работает с семьёй». «Ясно, что девочка абсолютно точно не добровольно исчезала на 30 часов, – уверенно объявил Лавров (цитата по Russia Today). – Надеюсь, что эти миграционные проблемы не будут вести к попытке политкорректно залакировать действительность в каких-то внутриполитических целях». И российский министр посоветовал Германии решить проблему с беженцами.
На эти реплики жёстко отреагировал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он попросил не использовать историю Лизы «для политической пропаганды» – цитирует министра Deutsche Welle. Зато официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер высказал большую радость по поводу беспокойства российских коллег. А ещё – надежду на то, что они и впредь будут проявлять «такой интерес не только к упомянутому следственному делу, но и ко всем прочим, где бы они ни велись».
Несмотря на данные об отсутствии сексуального насилия, немецкие правоохранители не прекращали расследование, потому что юная жертва последовательно выдавала версию за версией, но не признавалась, где пропадала 30 часов. «Лиза стала жертвой насильственного преступления. А вот по какой статье его квалифицировать, это решать не мне и не полиции. Это будет решать суд», – сказал в интервью Deutsche Welle адвокат семьи Алексей Данквардт. В целом версии Лизы сводились к тому, что сексуальный контакт у неё всё-таки был, но – по обоюдному согласию. Проверив её сотовый телефон, полиция выяснила, с кем Лиза общалась 11-12 января и где провела ночь. Подозреваемым стал её 19-летний друг: секс с ребёнком до 15 лет – преступление по немецким законам. Однако теперь известно: в деле юноша проходит лишь как свидетель.
В пятницу, 29 января, прокуратура Берлина объявила, что дело раскрыто. Как сообщил официальный представитель ведомства Мартин Штельнер, за 30 часов отсутствия девочка не подвергалась «ни изнасилованию, ни вообще каким-либо сексуальным действиям» – цитирует Bild.
Тот самый 19-летний друг, на которого указал мобильный телефон Лизы, и его мать рассказали полиции: 11 января Лиза пришла к ним и попросилась переночевать, потому что в школе у неё проблемы, туда вызвали родителей, она боится взбучки. В комнате у юноши полиция нашла вещи Лизы.
Тем не менее уголовное дело о сексуальном преступлении не прекращено. Расследуя историю с «похищением», полиция вышла на другие контакты Лизы – до её исчезновения 11 января. Как сказал представитель прокуратуры, речь идёт о событиях, о которых девочка явно не хотела информировать родителей. Однако полиция выяснила, что уже «несколько месяцев» Лиза была знакома с совершеннолетними молодыми людьми турецкого происхождения. По всей видимости, с ними у неё и были те самые «сексуальные контакты по обоюдному согласию», о которых, в отличие от «изнасилования», она не планировала сообщать маме с папой.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»