[Фонтанка.Офис] и авторы появившегося недавно изображения Даниила Хармса на фасаде дома, где он жил, объявили о народной акции в поддержку идеи создания настоящего музея писателя и поэта.
Стрит-арт художник Павел Мокич – соавтор работы, посвящённой Даниилу Хармсу, отвечает на вопросы [Фонтанки. Офис]
Запись эфира от 03.02.2016:
Как давно возникла идея этой стрит-арт работы?
Все началось с того, ч о год назад Паша Кас познакомился с творчеством Хармса.
Идея возникла сразу? Как только Хармс вошел в сознание стрит-арт художника?
Сначала изучалась биография, потом труды Хармса, потом уже придумался проект. Поэтому мы его делаем, когда почти прошел год.
Что заставило эту идею начать реализовываться? Взять материалы и технически изобразить?
В конце года я для себя открываю Хармса, так получается, что приезжаю я в Петербург и Паша, и все сложилось.
Вы узнали, что на улице Маяковского непосредственно в этом доме жил Хармс?
Мы живем рядом с его домом.
Это огромное произведение, около 10 метров, как происходило его создание – ночью, днем?
Это происходило в 6 часов утра, мы заказали вышку. Мы профессионалы своего дела, мы знаем, что мы делаем, это далеко не первый проект.
Городские службы как относятся?
Работу мы согласовали с жильцами дома.
Как жильцы реагировали?
У нас целая команда, где у нас есть куратор, он этим занимался, согласованием с жильцами.
Вы знаете реакцию людей, когда показывали этот портрет?
Я знаю реакцию того, кто владеет домом, управдома, ей понравилась идея, мы все сами сделали.
Какой день это был, вы хотели приурочить к дате смерти Хармса, 2 февраля?
Да, мы все сделали 1 февраля, в шесть утра приехала вышка. Данная работа была сделана в трафаретной технике, у нас есть техника проработки трафарета, мы продумали, что и как мы будем делать в какой последовательности и с какой скоростью. Изначально запланировали, что мы его сделаем за 40 минут, около часа у нас получилось.
Куратор стоял на улице, чтобы понимать все ли правильно? Каким образом он курировал?
Он контролирует, он смотрит качество работы, он подстраховывал, если бы проезжала патрульная машина.
Что было заготовлено для патрульной машины? Какие объяснения?
У нас были документы на уровне договоренности с человеком, который отвечает за этот дом.
Люди узнали Хармса год назад и спустя год сделали это. Идея музея висит в воздухе больше 10 лет. Вы два Паши сделали так, чтобы эта идея двигалась куда-то. Из чего портрет сделан? Это краска?
Это краска.
Эта штукатурка она древняя и рыхлая и это однажды все придется переделывать, если не уберут вовсе?
Реставрировать нужно будет обязательно через какое-то определенное время. Это стрит-арт – основная идея, которая помещена в пространство улицы и она не просто помещена, она взаимодействует с самой улицей, и становится ее частью и не ломает архитектуру улицы.
Вам конструкция здания в этом помогает? Два Паши были настроены крайне решительно, и эта бы история состоялась, несмотря ни на что?
Хармс нас очень сильно вдохновил.
Еще что-то будет, посвященное Хармсу?
Будет от меня. Когда музей откроется, я хочу подарить работу Хармса, которую я хотел бы по-своему нарисовать.
Это будет на фасаде, статическая история?
Ее можно будет перемещать, потому что это будет рамка.
Известно ли мнение людей, которые живут напротив? Вас это беспокоит?
Хармса это никогда не беспокоило.
Почему нет до сих пор нормального музея Даниила Хармса, кто-то пишет, что он был аутсайдером и был и остался, тем не менее, мы живем в Хармсе и делать ему музей не надо, Вы согласны с этим?
Я абсолютно не согласен с этим мнением. Музей должен быть, и он будет, нужно какое-то время, чтобы люди подключались, и еще больше было инициативы со стороны художников, поэтов, музыкантов. Просто люди, которые увлечены Хармсом. Он оставил очень сильную историю про себя, как он жил и в какое время и при этом остался самим собой, не поддался режиму.
Вы координировали усилия с теми, кто годами говорит о том, что есть идеи создать музей, и были попытки создать его. Книгоиздатели, в частности, лоббировали эту историю, потом буквально пару недель назад мы узнали, что музей стоит разместить в здании Петербургского СИЗО Кресты, совладелец одного из книжных магазинов об этом заявил. Вы как-то координируете с ними свои работу? Можно ли это сделать в будущем?
У меня нет никаких контактов с этими людьми, кто поддерживает сейчас идею с созданием музея Хармса. Вчера по новостям сказали, что идею утвердили. Уже собрался какой-то коллектив, который будет делать музей и он будет интерактивным.
У вас и вашего коллеги Паши Каса есть желание контактировать с теми людьми, которые будут делать музей и на начальной стадии тоже принять в этом участие?
Не сто процентное, потому что у нас есть свои задачи, проекты, но мы в свободное время будем уделять этому внимание, и когда определят место с музеем и когда будет проект, люди обратятся к нам и попросят помощи. Мы открыты.
Как проверить какое количество людей солидарно с этой идеей, созданием настоящего музея Хармса, можно подойти к этой работе, сфотографировать себя и сделать тематический хэштег, пусть это будет #trueharmsmuseum. Как вы к этому относитесь?
Отлично.
Идея настоящего музея будет ассоциироваться с этой работой?
Было бы здорово, если бы люди поддержали этот проект, и люди открывали что-то интересное для себя.
Почему это происходит сейчас особенно интенсивно, открытие Хармса разных слоев людей. Вы говорите, что этот рост сейчас наблюдается, почему сейчас? Что на это влияет? Откуда импульс, который этому придает ускорение?
Хармс это удивительный пример того, как может выживать настоящий художник в условиях тоталитарного режима, не просто выживать, но оставаться самим собой, что сейчас важно и актуально.
Вы видите параллели того времени с нашим?
Это разное время.
По центру Питера пару-тройку лет назад появились работы белорусских художников с изображением Эйнштейна, Цоя, Мистер Бина. Если за Цоя губернатор заступился, то за Мистера Бина кто-то замалевал. Кто больше мешает существованию таких работ власти или местное быдло?
Здесь влияет концептуальная составляющая самой работы, нужна ли работа этом городу.
Если иметь ввиду Мистера Бина, он радовал жителей, но его все равно закрасили?
Возможно, его сделали не в том месте.