Комитет по транспорту закупил для метрополитена составы типа "Юбилейный", которые, по утверждению источников, могут самопроизвольно останавливаться в тоннеле и открывать станционные двери раньше времени. Несмотря на это, дан приказ выводить их на Невско-Василеостровскую, третью, линию.
"Юбилейный" был поставлен в подземку петербургским Октябрьским электровагоноремонтным заводом, входящим в концерн «Трансмашхолдинг». В конце 2013 года предприятие выиграло контракт на поставку 11 составов с асинхронным двигателем, обойдя своего основного конкурента – чешско-российский «Вагонмаш» – благодаря беспрецедентному снижению цены с 4 млрд до 3 млрд.
На момент заключения контракта у предприятия не было модели, которая удовлетворяла бы требованиям петербургского метрополитена. Ее разработка началась на подмосковном заводе «Метровагонмаш», который входит в структуру «Трансмашхолдинга» и является основным поставщиком подвижного состава для московской подземки. За основу взяли состав с чисто столичным названием «Яуза», выпущенный еще в начале 1990-х годов. Петербургский вариант «Яузы» сначала предложили назвать «Охтой», но потом, по просьбе метро, – «Юбилейным»: эксплуатация состава началась в год 60-летия подземной железной дороги в нашем городе. По контракту, первый состав должен был прибыть в Петербург в ноябре 2014 года, однако в итоге метрополитен увидел его только в конце апреля 2015 года. В первую очередь задержка произошла из-за того, что много времени ушло на конструкторские разработки. При этом сам «Трансмашхолдинг» даже обращался в Смольный с просьбой увеличить стоимость контракта на 15 – 20%, аргументировав это удорожанием импортных комплектующих. Но городское правительство эту просьбу проигнорировало.
В итоге «Трансмашхолдинг» нагнал график поставки: вслед за первым майским составом метрополитен получил в 2015 году еще пять «Юбилейных». Два пришли осенью, еще три – уже ближе к Новому году. При этом все они были сделаны на подмосковном «Метровагонмаше», а номинальный генподрядчик – Октябрьский электровагоноремонтный завод – по сути, только прикрутил в каждом вагоне табличку с гордой аббревиатурой «ОЭВРЗ».
Все шесть составов были приняты в эксплуатацию для работы на третьей линии, а недостатков приемочная комиссия не выявила. Правда, пока успели заплатить только за четыре поезда – около 760 млн рублей. Эта сумма была бы больше на 160 млн, но их комитет по транспорту оставил в бюджете – в виде пени за срыв сроков. Таким образом, если бы не демпинг при проведении аукциона и задержка с поставкой, то за один поезд «Трансмашхолдинг» получил бы 360 млн. А так менее 200 млн.
Сейчас на линию для перевозки пассажиров ежедневно выходят только два состава из шести. И в комитете по транспорту, и в метрополитене уверяют: это связано исключительно с тем, что другие четыре поезда задействованы для обучения машинистов новой технике. Однако источники в управлении подземки утверждают, что подлинная причина кроется в серьезных технических недоделках, обнаруженных в "Юбилейных".
Одна из них – это проблемы с так называемым "светильником открытия станционных дверей" (СОСД). Как известно, большая часть станций третьей линии относятся к закрытому типу – боковые тоннели отделены от платформы сплошной стеной. В поезда, работающие на этой ветке, вмонтированы специальные светильники. По прибытии на станцию они загораются и воздействуют на фотоэлементы, расположенные под платформой. После этого фотоэлемент дает сигнал на открытие станционных дверей, которые благодаря этой нехитрой схеме распахиваются практически одновременно с дверьми поезда. А когда светильник гаснет, то они захлопываются.
В обычных вагонах СОСД работает автоматически. Однако в "Юбилейных", по утверждению источников "Фонтанки", эта система дает сбои. Светильник может загореться еще во время отправления из депо и работать по всему маршруту. Это может привести к тому, что станционные двери откроются гораздо раньше вагонных, когда поезд еще не остановился полностью, но фотоэлемент – уже сработал. И обратная ситуация: если светильник не гаснет, то система не может закрыть двери на станциях. В таком случае автоматика не позволит машинисту отправить поезд дальше по линии.
"Электрическая схема светильников работает некорректно", – комментирует собеседник в Управлении метрополитена. Методом проб и ошибок был выработан алгоритм, позволяющий отправиться в рейс с исправным светильником. Он требует определенных последовательных действий от машинистов при выводе поезда из депо и больше напоминает инструкцию к космическому кораблю.
Кроме того, при эксплуатации были зафиксированы случаи, когда кабина самопроизвольно деактивируется на стоянке или при движении по линии. За техническим термином "деактивация" скрываются отключение управления и резкое торможение. Случалось и обратное, когда кабина самостоятельно включалась при нахождении состава в депо. Хотя машиниста в ней на тот момент не было.
Проблемой стало несанкционированное открытие торцевых дверей в поездах (из одного вагона в другой). По не выясненным пока причинам электромагнитный замок самостоятельно открывается, о чем поступает сигнал в кабину машиниста. В соответствии с инструкцией по безопасности, в таком случае нужно высадить всех пассажиров из вагона. Все это ведет к задержкам и сбитому графику движения.
Постоянная эксплуатация всех "Юбилейных" началась после новогодних праздников. Однако уже в середине января, по данным "Фонтанки", руководство депо "Невское" распорядилось приостановить их работы из-за технических неполадок. Но, как утверждают источники в подземке, против этого выступил комитет по транспорту, в котором указали: раз составы приняты и оплачены, значит, должны работать. В итоге в депо приняли соломоново решение: на линии постоянно работают только два состава. Если один вдруг дает очередной сбой, то его оперативно заменит резервный. Устранением неполадок на месте занимаются представители реального, а не титульного, поставщика – подмосковного "Метровагонмаша".
Официально в ГУП "Петербургский метрополитен" говорят, что еще не все машинисты прошли необходимое обучение, поэтому эксплуатация "Юбилейных" проходит в ограниченном режиме. Что же касается технических неполадок, то "любая техника должна прикататься". В свою очередь, в комитете по транспорту подчеркивают, что все замечания, касающиеся работы составов, поступают в Смольный, однако никаких решений о возможных денежных санкциях не принято. В самом "Трансмашхолдинге" пообещали прокомментировать эту ситуацию позднее, но обвинения в серьезных недостатках заранее отвергли.
Конечно, технические проблемы неизбежно возникают при запуске нового подвижного состава. Другой вопрос: стоит ли использовать в качестве подопытных кроликов обычных пассажиров?
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"