Вслед за Stockmann о намерении избавиться от своего розничного бизнеса в России объявил еще один финский ретейлер. Концерн Kesko сообщил в своей отчетности за 2015 год о решении прекратить торговлю спортивными товарами в нашей стране «из-за низких продаж и неприбыльности» данного направления.
Эту продукцию Kesko продает в России с 2011 года, когда выкупил франшизу швейцарской Intersport у сербской Delta Holding. Сейчас сеть насчитывает 18 магазинов, из которых восемь находится в Петербурге.
Согласно отчетности Kesko, в 2015 году это направление принесло компании 12 млн евро, что на 17% меньше, чем в 2014 году. В четвертом квартале показатель сократился на 12,4%, до 3 млн евро.
Однако еще в конце прошлого года финский ретейлер строил масштабные планы по развитию спортивного направления. В частности, сообщалось, что компания вложит 6,8 млн евро в запуск новых магазинов под брендами Intersport Run&Fit (товары для профессиональных спортсменов) и The Athlete`s Foot (спортивная одежда и обувь на каждый день). Всего планировалось к 2020 году увеличить сеть до 70 торговых точек.
«Этот бизнес не оправдал ожиданий, и ослабший рубль сделал его еще более сложным», – прокомментировал «Фонтанке.fi» глава Intersport Finland Юсси Миккола (Jussi Mikkola).
Спортивная конкуренция
Решение избавиться от Intersport в России, вероятнее всего, было принято в рамках масштабной реорганизации бизнеса Kesko Group, которая проводится на уровне головного офиса и региональных подразделений последние два года, говорит генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. «Оптимизируя бизнес, финны избавляются от самых неперспективных направлений», - отмечает эксперт.
По словам Ивана Федякова, Intersport так и не удалось найти свою нишу на российском рынке. «Это не премиум с немногочисленными, но лояльными клиентами, но и не массовый сегмент. По ценам сеть проигрывает «Спортмастеру», по ассортименту «Декатлону», – отмечает эксперт.
Кризис только обострил проблему. «Спортивные товары — категория не первой необходимости, на них люди экономят так же сильно, как, к примеру, на одежде и обуви», – говорит Федяков. Кроме того, в последнее время направления спортивных товаров начали развивать сети, прежде специализировавшиеся на бытовой технике, – «Юлмарт», «Эльдорадо», «Техносила», что еще больше усилило конкуренцию.
По данным АРИН, Kesko в ближайшее время закроет магазин, находящийся в прикассовой зоне магазина «К-Руока» на Парашютной улице, – этим площадям уже ищут нового арендатора. «По другим адресам информации нет», – говорит руководитель департамента коммерческой недвижимости Екатерина Лапина. В Гостином дворе, где размещается один из магазинов Intersport, рассказали, что пока финский ретейлер не уведомляли руководство универмага о своих планах. В холдинге «Адамант» на момент публикации не смогли предоставить информацию.
По словам Юсси Миккола, Kesko рассчитывает воспользоваться примером концерна Stockmann, который 1 февраля закрыл сделку по продаже своего розничного бизнеса в России франчайзи британской Debenhams. «Цель — найти покупателя для этого бизнеса, который бы забрал себе работающие магазины и продолжил бизнес Intersport в России», - сказал он.
По площади помещения Intersport могли бы подойти «Спортмастеру», считает Иван Федяков. Однако поскольку они находятся в аренде, то легче дождаться, пока магазины закроются – тогда арендодатель будет более сговорчив. «Швейцарский бренд российскому ретейлеру ни к чему», — подчеркивает он.
Руководитель департамента недвижимости «Спортмастера» Николай Юськив и глава Inventive Retail Group (развивает сеть Nike) Тихон Смыков отказались сообщить, ведут ли их компании такие переговоры с финнами.
Кто на очереди?
Помимо Intersport Kesko развивает в России сеть стройматериалов «К-Раута» (13 магазинов в Петербурге, Москве, Туле, Калуге и Ярославле) и продуктовую сеть «К-Руока» (9 магазинов в Петербурге и Ленинградской области).
Если «К-Руока» по итогам прошлого года за счет открытия новых торговых точек смогла увеличить выручку на российском рынке на 3,1% (до 107 млн евро), то провал продаж у «К-Раута» еще больше, чем у Intersport, – на 23,1% (до 192 млн евро).
В своей отчетности Kesko о планах избавиться и от этого бизнеса не сообщает, однако выражает обеспокоенность из-за возросшей «неопределенности экономического развития» и «политических рисков» в России. Эти факторы в совокупности с «непредсказуемостью российских должностных лиц и законодательных изменений» могут «затруднить ведение бизнеса и замедлить экспансию».
По мнению Ивана Федякова, прекращать торговлю продуктами и стройматериалами компания вряд ли будет. «Едва ли не главная слабость Intersport в том, что она развивалась на арендованных площадях. Крупные форматы у Kesko в собственности, что существенно сокращает риски», - подчеркивает эксперт. Кроме того, недавняя покупка гипермаркета «Метрика» на Выборгском шоссе говорит о серьезных планах закрепиться на рынке, заключает эксперт.