Спектакль Константина Райкина в “Балтийском доме” срывали с номеров петербургских квартир. Телефонные террористы хотели подставить танцовщиц из Индии и пенсионеров.
К вечеру 15 февраля полиция перестала искать телефонных террористов, которые попытались сорвать спектакль «Все оттенки голубого», среди добропорядочных граждан. Для звонков о заминировании преступниками использовались квартирные номера Ростелекома. Компания отрицает возможность несанкционированного доступа к своей АТС.
Петербургская полиция 15 февраля получила все основания объединить в уголовное дело эпизоды с заведомо ложным заминированием театра «Балтийский дом» на Петроградской стороне. Проверка телефонных номеров, с которых на «02» поступали идентичные сообщения, вывела из-под удара добропорядочных граждан и заставила говорить об одном исполнителе акций против спектакля Константина Райкина «Все оттенки голубого».
Как узнала «Фонтанка», 13 февраля в 19:26 дежурный ГУ МВД принял звонок от неизвестного:
«Театр «Балтийский дом», Александровский парк, 4, заминирован».
Полиция эвакуировала тысячу человек.
14 февраля в 18:55 мужской голос продублировал по «02» угрозу и повесил трубку.
Полиция эвакуировала пятьсот человек.
Оба эпизода квалифицированы по статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Санкция – до трех лет лишения свободы.
Сперва за основную приняли версию виртуального соединения. Собеседники «Фонтанки» из компьютерной безопасности уточнили, что за пять-шесть тысяч рублей можно приобрести волшебную сим-карту, которая позволяет пользователю моделировать звонок от любого абонента. Случались даже розыгрыши полицейских. Им отдавали распоряжения с номеров начальников.
Гендиректор информационно-аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков пояснил «Фонтанке», что имитация звонка от конкретного лица требует специализированного программного обеспечения.
«Стоит оно не космических денег. Варианты подключения к телефонной сети физическим способом, в том числе через коммутационную коробку на лестничной клетке, по-прежнему возможны», – добавил Кусков.
Вероятность физического вмешательства стала более осязаемой, когда выяснилось, что исходящие номера действующие, закреплены за одной АТС и находятся в соседних домах – напротив станции метро «Проспект Просвещения» и ТРК «Норд».
Первый телефон 517-9..., по данным «Фонтанки», зарегистрирован на квартиру дома 137 на проспекте Энгельса. В ней живет семья из Индии. Женщина с дочерью в 1996 году открыли школу танца, в настоящее время они находятся в индийской Варкале, преподают уроки детям. Мы связались с семьей:
«В Петербурге отсутствуем, на выходных из квартиры звонить никто не мог», – был ответ.
Социальные сети показывают, что танцовщицам гей-проблематика фиолетова.
Второй, 517-8…, установлен в квартире 135-го дома и тоже по Энгельса. В нем живет миролюбивая чета пенсионеров. В полицию не попадали, на учете не состоят, к борьбе секс-меньшинств и большинств не относятся никак. С ними оперативники поговорили и вполне удовлетворились ответами.
Возможно, конечно, что телефонный террорист, имитируя звонки с городских телефонов, случайно попал в один сектор нумерации, или же он хотел запутать полицию. Но географическое соседство навело на мысль о несанкционированном доступе к проводам, которые тянутся от домов к автоматическим телефонным станциям (АТС) по подземной кабельной канализации и подводятся к коммутационно-распределительному оборудованию систем связи (КРОСС). В КРОССе происходит переключение между вызывающим и вызываемым номерами. Управление переключением производится из автозала АТС. Там действует пропускной режим, но известно, например, что операторами автозалов проходят производственную и преддипломную практику студенты.
Судя по реестру Россвязи, использованные врагами «Оттенков голубого» номера принадлежат Ростелекому. Они закреплены за АТС 516/517 на улице Ивана Фомина, 8. Мы поинтересовались в компании, наблюдались ли в последние дни сбои в работе телефонной линии, к которой привязаны указанные номера, и насколько вероятна возможность звонка от "имени" этих номеров иными лицами, с использованием инфраструктуры АТС.
В пресс-службе Северо-Западного филиала Ростелекома «Фонтанке» сообщили:
«Несанкционированные подключения с использованием инфраструктуры указанной в запросе АТС невозможны. Она работает в штатном режиме. Предоставление иных, запрашиваемых вами сведений, входит в противоречие с требованиями действующего законодательства РФ в сфере связи».
Мероприятия по ЛГБТ-проблематике в Петербурге не впервые подвергаются телефонным атакам, и один инициатор звонка даже задерживался в ноябре 2013 года. Тогдашний фестиваль «Бок о бок» стал рекордсменом по «минированиям». Эвакуировались почти все площадки – ТРК «Варшавский экспресс», лофт-проект «Этажи», культурный центр «Скороход», Jam Hall в Петроградском районе. Как и тогда, теперь «Всем оттенкам голубого» ярче всего публично противились депутат ЗакС Петербурга Виталий Милонов и руководитель Санкт-Петербургского отделения «Народного собора», помощник Милонова Анатолий Артюх. К ним присоединился гроза учителей Тимур Булатов, который в 2013 году находился в федеральном розыске и пользовался псевдонимом «Исаев». Был задержан в декабре 2014 года, по странному стечению обстоятельств назначив встречу корреспонденту «Фонтанки» в ТРК «Норд» – как раз недалеко от тех домов, из которых ныне звонили о минировании "Балтийского дома". Да и в годы подполья был неоднократно замечен в окрестностях метро «Проспект Просвещения». Сейчас, судя по визитке, работает в МО «Гавань» специалистом по защите нравственности, детства и традиционных семейных ценностей в комиссии по законности, правопорядку и безопасности.
«Фонтанка» позвонила локомотивам анти-ЛГБТ-движения, чтобы узнать мнение о телефонных нападках на «Все оттенки голубого».
Анатолий Артюх, который лично участвовал в раздаче листовок перед «Балтийским домом», усмехнулся:
«Можете написать, что я заминировал. Но после приказа вашего редактора».
Виталий Милонов к вопросу тоже отнесся не без юмора:
«В момент воскресного звонка я был в прямом эфире на телевидении, находясь на железнодорожной станции Стрельны. Можете у моей собаки спросить, мы гуляли. Мы с Артурычем (Артюх. – Ред.) люди творческие, куда ж нам вклиниваться в телефонные линии. Я открытый человек, темными делами не занимаюсь».
Тимур Булатов был серьезнее:
– Если бы у меня была настолько шальная голова, я бы поступил так же. Но я знаю, что это нарушение закона. Естественно, есть люди, которых я не контролирую. Которые, возможно, даже есть у меня в подписчиках. Кто-то, отличаясь смелым нравом, поступил так, как он считал нужным. Я бы этому человеку руку пожал.
- Если его задержат, у вас будет возможность пожать ему руку. Когда в суд привезут, например.
– Я даже пойду на этот суд и выражу ему свою поддержку.
- Где вы были в моменты «заминирований»?
– Дома. У меня выходные. Посвятил время своей семье. Я вообще не участвую в акциях сопротивления. Считаю это бессмысленным. Есть куда более действенные методы, юридически выверенные. Я увольняю учителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Уже десятками, и готов увольнять их дальше.
- В каком районе находится ваш дом?
– Этот вопрос зададут мне органы, если у них возникнет желание. А вы некомпетентны. С какой целью интересуетесь?
- Для полноты картины.
– Достаточно далеко от города, я за городом живу вообще.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»