На фоне кризиса в Северной столице стремительно набирает популярность формат магазина-бара. Сочетание цен на уровне рюмочных и ассортимента супермаркета делает его особенно востребованным в условиях кризиса. Однако готовящиеся поправки в федеральное законодательство грозят поставить этот бизнес вне закона.
Первой "коктейль" из магазина и бара предложила петербуржцам группа «Ладога», запустившая в августе 2014-го WineBar&Market «Монополь». Как говорится на сайте проекта, сейчас в меню вина доступны по цене 120 рублей за бокал, коктейли – от 150 рублей, что в среднем вдвое меньше, чем в обычном ресторане. Судя по всему, формат пришелся потребителю по вкусу. За 2015 год сеть увеличилась до четырех точек. В ближайших планах – запуск еще трех «Монополей» в Петербурге, а также по одному в Москве и в Воронеже, сообщают в компании. Хотя бар, оформленный в стиле hi-tech, занимает большую часть помещения, 60% выручки генерирует находящийся тут же розничный магазин.
Еще более агрессивно захватывает рынок сеть «РосАл 24» (по данным СПАРК, владелицей является предпринимательница Татьяна Чибиряева). Начав развитие в формате «магазина-бара» в конце 2014 года, чуть более чем за год она открыла 32 подобных заведения. Развиваться такими темпами ей позволяет более компактный формат: столики в заведении отсутствуют – алкоголь можно употреблять за барной стойкой, купив в дополнение бутерброды, салаты или кондитерские изделия. Однако от пресловутой «ленинградской рюмочной» заведение отличает находящийся в том же помещении супермаркет, ассортимент которого насчитывает 2 тыс. наименований продукции.
В конце лета 2015 года их примеру последовал крупнейший в городе алкогольный ретейлер «Ароматный мир», открыв две точки под вывеской «АМ бар 24» – на 11-й линии В.О. и Среднеохтинском пр. Помимо представленного в ассортименте магазина спиртного там можно было заказать горячие напитки, десерты и свежевыжатые соки.
Однако проект, которому эксперты и участники рынка предрекали большое будущее, был неожиданно свернут, не проработав и полгода. Как сообщили в отделе развития, в настоящее время помещения для новых магазинов-баров не ищутся, а площади, где были запущены пилотные проекты, будут отданы в субаренду. «Мы поняли, что это не наша тема», – коротко резюмировали в отделе развития. В пресс-службе комментарий не предоставили.
По мнению экспертов, отказаться от развития трендового формата ретейлера могли заставить грядущие изменения в законодательстве.
От заката до рассвета
Формат, в котором алкоголь продается как в бутылках, так и на разлив, не является для рынка абсолютной новинкой, говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).
Однако до недавнего времени он был прерогативой в основном для несетевых игроков.
По словам эксперта, запрещение продаж сначала крепкого алкоголя, а затем и пива в ночное время привело к закрытию 20% всех точек по продажам алкоголя. Однако некоторые нашли способ приспособиться, мимикрируя под общепит, который сохранил право продавать алкоголь круглосуточно. «Позиционирование себя как бара по сути стало легальной возможностью продолжить отпускать спиртное 24 часа в сутки», – резюмирует Вадим Дробиз.
Для этого даже не понадобилось получать специальную лицензию. Как пояснили «Фонтанке» в комитете по предпринимательству и развитию потребительского рынка, для розницы и общепита, желающих торговать алкоголем, она одинакова. «Этим вовсю пользуются недобросовестные предприниматели», — сетуют в Смольном.
Чтобы формально соответствовать формату «бара», они ставят несколько столов, а при покупке в ночное время открывают бутылку и выдают пластиковые стаканчики. Но некоторые не утруждают себя даже этим. К примеру, классический прилавочный магазин на Ленинском просто взял себе название «Бар», чтобы, по-видимому, таким образом развеять сомнения всех контролирующих инстанций.
Впрочем, сети настаивают, что сравнение с такими недобросовестными игроками некорректно. «Цели зарабатывать на ночных продажах не стоит. В баре свой ассортимент для розлива по бокалам — примерно 100 наименований. Купить бутылку в магазине, чтобы потом распить ее на месте, нельзя», — говорят в «Ладоге».
В «РусАле» правила более демократичные. Для употребления в баре доступен весь ассортимент магазина, даже в ночное время. Единственная разница — после 22.00 перестают действовать скидки по карте и акции, таким образом, стоимость увеличивается, чтобы компенсировать сервисные издержки. Однако нарушителем закона компания тоже себя не считает. «Для розничного отдела и бара установлены раздельные кассы», – подчеркивают в отделе развития.
Форматы не смешивать
Эксперты видят в формате магазина-бара большие перспективы. «Люди стали экономить и меньше ходить в рестораны. Но потребность посидеть с друзьями за бокалом сохраняется и в кризис, особенно если стоимость напитка не сильно больше, чем на полке магазина», – комментирует генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
Тем более если обеспечить демократичную стоимость удается не за счет экономии на сервисе, как в дешевых рюмочных, а за счет закупочной силы крупных сетей и дистрибуторов.
Однако развитию формата могут создать препятствия готовящиеся поправки в законодательство о регулировании оборота алкогольной продукции.
Так, разграничение лицензии для общепита и розницы включено в «дорожную карту» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке», принятую правительством РФ в ноябре 2016 года. Согласно документу, разработать соответствующий законопроект Росалкогольрегулированию, Минэкономразвития, Минфину и другими профильным ведомствам предстоит в течение первого квартала 2016 года.
РАР свой вариант поправок уже подготовило. Согласно документу, вывешенному на сайте Regulation.gov для публичного обсуждения, помимо отдельный лицензии предлагается ввести «запрет на осуществление по одному месту нахождения (в одном помещении) розничной продажи алкогольной продукции и осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания». Однако отзывов профильных министерств и других ведомств, упомянутых в «дорожной карте», пока не поступило.
По мнению Вадима Дробиза, принятие документа в существующей редакции может стать препятствием для дальнейшего развития формата магазина-бара. «Крупные ретейлеры вполне могут отказаться от таких проектов, не желая иметь лишние проблемы с властями. А жаль. Ведь если доступные бары не поощрять, алкоголь и дальше будут употреблять на улице и на детских площадках», – говорит он.
С другой стороны, само по себе разграничение лицензий не остановит недобросовестных продавцов, желающих заработать на торговле в ночное время. «Купят две лицензии, зарегистрируют два отдельных юрлица, если нужно», – заключает Вадим Дробиз.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»