Петиция об отмене утильсбора для снегоходов и квадроциклов, вывешенная московским объединением RusRiders, собрала более 16 тысяч подписей. Петербургские владельцы этой техники, среди которых немало влиятельных чиновников и бизнесменов, присоединяться к ней не торопятся. Непропорционально высокий коэффициент - не ошибка, допущенная по недосмотру, а новый налог на роскошь, считают они.
Петербургский уполномоченный по правам предпринимателей Александр Абросимов намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой дать оценку принятому кабмином постановлению об утилизационном сборе.
Именно к нему за поддержкой пришли импортеры и продавцы снегоходов и квадроциклов: ведь величина сбора для этой техники оказалась такой же, как для тракторов, бульдозеров и катков, в результате чего их стоимость может подскочить от 25 до 100%.
«Непропорциональный размер сбора для разных видов техники может нарушить закон о защите конкуренции. В этом мы попросим разобраться антимонопольное ведомство, после того как наши юристы проверят поступившее обращение», – рассказали в аппарате омбудсмена.
Кроме того, сведения о проблеме будут направлены федеральному защитнику бизнеса Борису Титову для включения в майский доклад президенту.
Между тем, по словам самих участников рынка, их бизнес может остановиться в любой момент.
«Пока мы продаем старые запасы, но новых закупок почти не делаем. Потому что если мы уплатим сбор при ввозе, то непонятно, кто у нас купит по такой цене», – говорит владелец дистрибьюторской компании «ТК АВМ-Трейд» Сергей Койнов.
Проводить протестные акции, подобные тем, что сопровождали запуск системы «Платон», предприниматели пока не планируют, надеясь быть услышанными властью. Размер сбора оказался непропорционально высоким «по недосмотру», уверены они.
Рассчитывают они и на поддержку клиентов — ведь именно им по факту приходится платить утильсбор, который закладывается в конечную стоимость. Так, московское объединение любителей этого спорта RusRiders 9 февраля вывесило петицию об отмене сбора на change.org, на вечер 24 февраля она собрала более 16 тысяч подписей.
Среди петербургских любителей колесить по снегам и равнинам на снегоходах и квадроциклах немало влиятельных политиков, бизнесменов и спортсменов.
К примеру, вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов, согласно поданной декларации за 2014 год, является владельцем снегохода Polaris.
Первый заместитель руководителя администрации губернатора Игорь Воскобойник рулит поочередно снегоболотоходом Can-Am Outlander и снегоходом Lunx Adventure (очевидно, имеется в виду марка Lynx Adventure. — Прим. ред.).
Глава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты и руководитель «Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти» Кирилл Поляков в свободное от работы время управляет квадроциклом BRP (Bombardier Recreational Products).
«Купил 8 лет назад. Но часто уделять ему время не получается, даже эти длинные выходные выдались рабочими», – посетовал он «Фонтанке».
Не меньше чиновников экстремальным хобби увлечены бизнесмены. Так, рассекать по Карельскому перешейку на снегоходе Ski doo любит глава УК «Теорема» Игорь Водопьянов.
«У меня еще есть квадроцикл, но марку не помню», – признался он.
Член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич недавно выложила в социальной сети Facebook фотографию на снегоходе Lynx. Правда, призналась, что из-за теплых зим такая возможность в последние годы выпадает не слишком часто.
«Вот в этом году выехали с мужем два или три раза», – рассказала она.
А вот президент PMI Евгений Финкельштейн имеет коллекцию из трех снегоходов – Lynx, BRP и Ski doo, а также несколько квадроциклов.
Голкипер «Зенита» и основатель «М16-Group» (консалтинг в сфере недвижимости) Вячеслав Малафеев владеет двумя квадроциклами.
«Планирую гидроцикл для катания на Вейкборде к лету», – добавил он.
Впрочем, присоединять свои голоса к петициям те не торопятся.
Так, по мнению Игоря Водопьянова, введение сбора в нынешнем виде — вовсе не случайная ошибка.
«Президент пообещал не поднимать налоги, а бюджет пополнять чем-то надо, поэтому вводятся различные косвенные сборы. Сначала «Платон», теперь вот утильсбор», – говорит он.
«У бюджета денег нет, логично, что пытаются обложит налогом людей из среднего класса или чуть выше, которые пока могут платить», – вторит Евгений Финкельштейн.
Подавать петиции и выходить на митинги, по мнению предпринимателей, в такой ситуации бессмысленно.
«Даже дальнобойщикам не удалось добиться отмены («Платона». – Прим. ред.), а владельцы квадроциклов в их глазах (властей. — Прим. ред.) зажравшиеся буржуи, зачем на них обращать внимание», – подчеркивает Игорь Водопьянов.
Мария Евневич также не видит пока смысла присоединять голос к московской петиции.
«2-3 года мы не собираемся ни продавать, ни покупать новый снегоход. А за пару лет в нашем государстве все очень сильно может измениться», – говорит она.
Кирилл Поляков и вовсе считает, что «сбор с люксовых товаров – это правильно».
«Кто может себе позволить (эти товары. — Прим. ред.), тот позволит. Сильнее, чем после обвала рубля, спрос на них не просядет», — уверен он.
В том, что цены вырастут, а некоторые марки, возможно, будут вынуждены покинуть рынок, глава ТПП Ленинградской области также не видит ничего страшного.
«Если я сам соберусь менять технику, буду смотреть на адекватное предложение: будут китайские – куплю китайские, будут российские – куплю российские», – комментирует он.
Однако Кирилл Поляков уверен, что этим сбором не нужно облагать отечественных производителей.
Игорь Водопьянов к идее пересесть на российскую технику в случае ухода с рынка западных марок относится скептически.
«Был снегоход «Буран», только весил, как «Жигули». Если убить импорт и вместе с ним конкуренцию, ничего хорошего у нас не будет», – отмечает он.
Однако потенциальные покупатели все-таки найдут возможность купить снегоходы и квадроциклы не втридорога.
«Появится черный рынок, с возможностью обходить налоги, например не регистрировать технику», — говорит Вячеслав Малафеев.
«Уже сейчас в Европе это стоит значительно дешевле, найдутся те, кто будут возить товар в обход официальных дистрибьюторов и продавцов», — добавляет Евгений Финкельштейн.
Единственный, кто выразил готовность подписаться под петицией – бывший глава Приморского района и экс-руководитель жилищного комитета Юрий Осипов. Свое мнение об утильсборе он охарактеризовал коротко: «Ужас!». Однако на вопрос, готов ли поддержать подпись какими-то действиями, ответил отрицательно.
«У меня есть чем заняться», – сказал он.
Между тем обычные любители и популяризаторы этого спорта считают, что власти нужно убедить снизить утильсбор до разумных пределов не только ради терпящих убытки импортеров.
«Квадроцикловое движение в последние годы начало набирать обороты из-за появления на рынке доступных марок. И это было позитивно для развития внутреннего туризма, а любительские соревнования — простой способ отвлечь людей от бутылки. Снегоходы для многих отдаленных населенных пунктов и вовсе средство транспорта», – говорит председатель «Автоклуба А24» Денис Шубин. По его словам, участники форума снегокатчиков snowmobile.ru обсуждают сейчас возможность подачи собственной петиции.
Руководитель движения «Вне зоны» (организатор соревнований квадроциклистов в СЗФО) Максим Кевлов рассказал, что его организация обратилась с просьбой отменить или скорректировать утильсбор в администрацию президента. «Возможно, это борьба с ветряными мельницами, но посмотрим, что нам ответят», – заключает он.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»