Пример купца первой гильдии, промышленника, банкира, государственного служащего, дворянина А. Л. Штиглица, который 140 лет тому назад очень ясно понимал то, что необходимо России для её становления в качестве промышленной державы, очень показателен не только для того времени, но и для сегодняшнего дня.
Копируя на первом этапе передовые зарубежные технологии и закупая извне лучшее на тот момент производственное оборудование, барон Штиглиц видел стратегической целью обеспечение независимости своей родины – когда страна сможет производить свой национальный продукт по собственным технологиям и не будет столь уязвима к ударам меняющейся мировой экономической обстановки. Многие купцы в то время в различных губерниях, не имея такой близости с правящей династией, тоже понимали эту необходимость и действовали теми же методами. Аналогичный путь впоследствии будет пройден и такими государствами, как Япония – будучи полностью разрушенной к концу Второй мировой войны аграрной страной, она тоже начинала свое возрождение с копирования.
Российской Федерации, уделявшей большое значение вопросам не только импортозамещения, но и конкуренции с западной продукцией, и развитию экспорта, сегодня с нуля начинать не надо. Как и 140 лет назад, Россия по-прежнему богата земельными ресурсами, по-прежнему является одной из основных мировых держав. Но, в отличие от тех времён, уже не закупает иностранное оружие, а является одним из крупнейших его экспортёров. К этому надо добавить, что Российская Федерация обладает и очень хорошо развитой сферой образования.
Техническое образование в России стало активно развиваться во второй половине XIX века – благодаря личному вкладу представителей купечества и дворянства, которые ясно понимали, что не может быть своего производства и независимости России без специалистов. Ярким примером того является техническое училище, построенное купцом Николаем Петровичем Пастуховым в Ярославле, за что ему было жаловано дворянство. Но непревзойдённым по своим масштабам, без сомнения, является созданное ровно 140 лет тому назад А.Л. Штиглицем Центральное училище технического рисования, которое теперь называется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией его имени. Академия им. А. Л. Штиглица – это то сочетание науки, техники и творчества, которое вкупе с инженерной специальностью по сей день способно стимулировать качественный рывок отечественной промышленности. Академия с ее уникальным художественно-промышленным музеем и богатой библиотекой занимает уникальное место в мировом масштабе. Широчайший спектр специальностей, единственное в своем роде учебное заведение, где традиционная школа и вековые секреты ремесла (включая не только дореволюционный опыт, но и то лучшее, что было заложено в советское время) сочетаются со свободой поиска новых форм, созвучных веяниям современной эпохи.
А. Л. Штиглиц по-настоящему разбогател на государственных заказах, в том числе благодаря доверию лично государя императора. Данное доверие было оправдано не только существованием Академии А. Л. Штиглица, но и железной дорогой, вокзалами и многим другим, что до сих пор приносит пользу России. Это и есть суть долгосрочных инвестиций в области промышленности, сельского хозяйства и науки, которые и являются бесспорными критериями независимости любого государства.
Сегодня есть государственная воля возрождения промышленности в России, есть государственные учебные заведения, есть накопленный частный капитал у российских предпринимателей, есть и те предприниматели, которые пользуются доверием нынешней власти. Трудно не задать себе вопрос, почему многие промышленные предприятия, которые не развалились с перестройки, удержали лучших специалистов, воспитали молодые кадры, находятся на грани выживания. Вероятно, что так же, как 140 лет тому назад, есть неуверенность в будущем России, и, может быть, не хватает таких людей, которые смогли бы ответить подобно А. Л. Штиглицу, когда его предостерегали от доверия к стабильности русских финансов: «Отец мой и я нажили свое состояние в России. Если страна окажется несостоятельной, то и я готов потерять вместе с нею свое состояние».