Фирма Bernitz Oy, от имени которой водителям оформлены разрешения на работу в Суоми, и транспортные средства зарегистрированы в Финляндии. Офис компании расположен в Лаппеенранте. Через финскую фирму российским дальнобойщикам оформляли разрешение на работу в Финляндии, но при этом подразумевалось, что трудоустроены они в российском ЗАО «Восток-Авто». Однако, по словам истцов и финского профсоюза, это ЗАО существует лишь на бумаге и зарплату шофёры получают в Лаппеенранте. А трудовых договоров у работников и вовсе нет ни с одной из компаний.
Как рассказал «Фонтанке.fi» один из истцов на условиях анонимности, такая схема позволяет меньше платить российским водителям и уклоняться от налогов в обеих странах.
По данным СПАРК и открытого регистра финских предприятий, у российской и финской компаний один и тот же владелец, гражданин Финляндии Антеро Бернитц. По номеру телефона, который указан в СПАРКе в качестве контактных данных ЗАО «Восток-Авто», отвечает частное лицо. Как рассказал наш собеседник, этот номер не принадлежит компании уже 2 - 3 месяца и мы оказались далеко не первыми, кто за это время пытался связаться с фирмой. По неподтверждённым данным, в «Восток-Авто», зарегистрированной в Выборге, работают всего несколько человек и одна фура. При этом бухгалтерскую отчётность компания в последний раз предоставляла, по данным СПАРКа, в 2002 году.
Согласно открытому регистру финских компаний, оборот Bernitz Oy в 2014 году составил 3,5 млн евро, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 8,5%.
«Финские водители, которые трудоустроены в финской фирме, получали примерно 2400 евро в месяц, а нашему брату давали 1200 - 1500 евро», - утверждает один из дальнобойщиков-истцов.
Водителям фур в Финляндии в среднем должны были платить 17 - 18 евро в час, согласно коллективному трудовому договору (заключается между профсоюзом и работодателем). На практике же их зарплата составляла всего 6 - 8 евро в час.
«У нас не было отпуска, больничного, нас заставляли работать сверх нормы и штрафовали за любую мелочь: несвоевременную сдачу документов, сломанную водяную помпу на двигателе, езду не по маршруту, сон, задержку на границе… - перечисляет наш собеседник-водитель. – Из-за штрафа в 100 евро за поездку мы могли получить всего 10 - 20 евро».
Водители, подавшие в суд, рассказали «Фонтанке.fi», что деньги за свой труд они получают наличными в евро в лаппеенрантском офисе.
«Зарплату выдавали в Финляндии в конверте. Объяснили, что это политика компании. Мы получали ведомости с номером машины, номером накладной за подписью бухгалтера финской компании. Там была указана зарплата, а ручкой по-русски дописано, на основании чего она начислена, за что высчитали».
По финским законам зарплату наличными можно выдавать, если у работника нет банковского счета. При этом, если рабочий хочет получать деньги через банк, работодатель обязан переводить зарплату на его счет. В зарплатной ведомости должны быть указаны расчётный период, количество часов, вечерние и ночные надбавки и т. д.
Интересы россиян в суде будет представлять адвокат, нанятый профсоюзом работников автотранспорта и логистической сферы AKT*. В организации считают, что платить выборгским дальнобойщикам должны в соответствии с финским коллективным трудовым договором, поскольку они работают в Финляндии, имея на это официальное разрешение.
*AKT – один из самых крупных и влиятельных профсоюзов, входящих в Центральное объединение профсоюзов Финляндии SAK. На помощь профсоюза могут рассчитывать и иностранные дальнобойщики: членом организации могут стать в том числе россияне, если они имеют разрешение на работу в Финляндии, или ВНЖ, или получают зарплату в финской компании.
В офисе Bernitz Oy на звонок и письмо «Фонтанки.fi» никто не ответил. Как передаёт местное финское издание Etelä-Saimaa, генеральный директор фирмы, в отношении которой подан иск, в свою очередь, утверждает, что дальнобойщики получают зарплату по трудовому договору. И её размер объясняется тем, что мужчины живут в России и работают на российскую компанию. Все обвинения работодатель отрицает.
По словам регионального представителя профсоюза AKT Ари Лехтолы (Ari Lehtola), на данный момент довольно сложно оценить, какова вероятность, что дело дойдёт непосредственно до судебного разбирательства (дата его пока не назначена) и получат ли истцы крупную компенсацию. Похожие случаи, когда российские водители требовали через суд недоплаченные им деньги, были и ранее. «Насколько я помню, в последний раз удалось договориться о выплате с помощью мирового посредника. Вообще, это нормальная практика и дело редко доходит до решения суда», - говорит Ари Лехтола.
Как рассказал нам источник, представляющий интересы российских дальнобойщиков в Финляндии, чаще всего так происходит потому, что фирмы проигрывают крупные суммы: «Для них лучше прийти к компромиссу. Даже если истец получает лишь 50% от той суммы, которую требует через суд, но сразу, это лучше, чем через полтора года, когда фирма может обанкротиться».