До конца марта все меховые изделия должны быть снабжены специальными чипами. Механизм и документацию разрабатывали в ФНС.
С 1 апреля 2016 года все продаваемые в России меховые изделия должны быть снабжены специальным электронными чипами (RFID-метками), а данные об их движении заноситься в систему учета, разработанную ФНС.
Так правительство рассчитывает побороть контрафакт, на который приходится от 50 до 90% рынка. Но из-за форсированных темпов чипизации более 500 точек по продаже верхней одежды в Северной столице оказались под угрозой закрытия.
Соответствующее соглашение страны – участницы Евразийского экономического союза подписали еще в сентябре 2015 года с целью борьбы с контрафактом. Однако подробный механизм внедрения системы ответственная за реализацию проекта ФНС опубликовала только в начале марта.
Согласно ему, сделанные в нашей стране товары получают RFID-метку зеленого цвета, ввезенные — красного. Однако для небольших магазинов, которым всего за месяц предстоит самостоятельно промаркировать уже закупленный товар, метка, скорее, будет "черной", следует из письма, направленного участниками рынка в адрес уполномоченного по правам предпринимателей в Петербурге Александра Абросимова (есть в распоряжении у «Фонтанки»).
Порядок действий, описанный на сайте налоговой, подразумевает следующие шаги: регистрацию в информационной системе «Маркировка», оператором которой является ФНС, описание товаров на портале Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», заказ и получение меток, маркировку товаров и внесение информации о них в систему «Маркировка».
Однако предприниматели уверены: выполнить данные действия до 1 апреля большинству из них вряд ли удастся.
Как рассказала «Фонтанке» одна из авторов обращения Ирина Иванова, владеющая в Петербурге двумя точками продаж верхней одежды, только процесс получения электронной подписи, необходимой для создания личного кабинета на сайте налоговой, занял у нее две недели.
«Теперь пытаемся подключиться к системе «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Для этого надо или лично ехать в Москву, либо отправлять оригиналы документов по обычной почте», – говорит она. Заполнение анкеты, состоящей из 32 пунктов по каждому товару, вероятнее всего, потребует найма дополнительного сотрудника.
Кроме того, ФНС предписывает предпринимателям проверять качество меток (к слову, их разработчиком является структура Роснано «РСТ-инвент»). Как это сделать, предпринимателям тоже неясно, поскольку многофункциональные центры пока таким оборудованием не оснащены. А купить свое небольшим точкам не по карману. По оценке авторов обращения, его стоимость – порядка 400 000 рублей.
Однако и сама чипизация — отнюдь не бесплатный процесс. Каждая метка стоит от 15 до 22 рублей в зависимости от типа (вшивная или накладная). Но к этой сумме необходимо добавить расходы: на членский взнос Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» – порядка 25 000 рублей в год и на изготовление электронной подписи – от 4500 рублей.
«Этой зимой продажи меховых изделий и так упали на 70% к прошлому году, и мы работаем в ноль. Даже такие траты для нас — это много. Кроме того, опыт показывает, что для технической поддержки необходимо иметь отдельного специалиста», – говорит Ирина Иванова.
Те предприниматели, кто не успеют внести свои товарные остатки в систему до 1 апреля по упрощенной схеме, будут вынуждены делать это уже по полной процедуре. По словам участников рынка, это не всегда представляется возможным, поскольку иногда модели закупались еще несколько лет назад и необходимые документы на них попросту отсутствуют.
«Часто это делалось на московских оптовых рынках, где отследить происхождение затруднительно», – уточняет Ирина Иванова.
Реализовать их за полгода, в течение которых ФНС обещает не изымать немаркированный товар, тоже вряд ли удастся. В такой ситуации ретейлеры просят омбудсмена «способствовать отмене введения маркировки изделий из меха или вводить ее постепенно», иначе, по их словам, им останется только выбросить свои товары и закрыться.
По предварительной оценке Союза малых предприятий Петербурга, сейчас в Северной столице продажей меховых изделий занимаются примерно 500 индивидуальных предпринимателей и небольших компаний.
«В основном это люди старой закалки, которые не очень сильны в компьютерах. Для них такие форсированные темпы чипизации равнозначны приговору», – комментирует представитель организации Ольга Сергеева.
По ее мнению, вероятнее всего, внедрение новой системы учета меховых изделий приведет к перераспределению долей рынка в пользу крупных игроков. Таковыми в Северной столице являются «Снежная королева», «Мир кожи и меха», «Тото-груп».
Директор по развитию собственной сети меховой фабрики «Алеф» Григорий Апатов соглашается, что новые правила, скорее, в интересах крупных игроков. «По нашей оценке, контрабанда занимает около половины рынка меховых изделий. Продающие их маленькие магазины встают рядом с нами и демпингуют. Особенно в небольших городах из-за них приходится очень сложно. Теперь придется покупать у нас или хотя бы устанавливать честные цены», – подчеркивает он. Сам «Алеф» сложностей с маркировкой не испытывает. «Но здесь нам проще, так как в основном мы продаем изделия собственной фабрики», – отметил топ-менеджер.
В аппарате омбудсмена Александра Абросимова сообщили, что получили обращение меховщиков. «Вопрос поднимался на встрече с федеральным уполномоченным Борисом Титовым и сейчас находится в проработке», – рассказала «Фонтанке» его представитель Ольга Петрова.
В Смольном также осведомлены о проблеме. «Мы сделали в ФНС запрос о том, чтобы сделать семинар для предпринимателей, но пока нам отказали», – говорит заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Александр Герман. Впрочем, в отличие от предпринимателей чиновники настроены более оптимистично.
«Примеры ЕГАИС и «Платона» дают основание надеяться, что власть пойдет навстречу бизнесу», – считает Александр Герман.
Между тем федеральное правительство не намерено останавливаться на достигнутом. В начале этого года вице-премьер Игорь Шувалов дал задание ФНС в течение 2016 года распространить систему электронной маркировки также на лекарства, изделия легкой промышленности и продукты питания.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»