Самый богатый молодой петербуржец 14 марта отдал редчайшую кошку и миллионы долларов на заповедник в Дагестане. Нетрудно найти в нашем городе леопарда, особенно если его нет.
У петербургского поклонника леопардов – не судьба, а сказка. Он в 15 лет брал интервью у патриарха и Владимира Путина. Сегодня 24-летний Михаил волшебным образом живет в самом амбициозном доме Петербурга. День рождения отмечает в «К-2». А вот когда его «Роллс-Ройс» царапают, он заботится о наших детях. «Фонтанка» обнаружила среди горожан молодого долларового миллионера, который не значится в списках «Форбс».
Правительство Дагестана в лице министра природных ресурсов и экологии Набиюлы Карачаева и петербургская строительная компания «Главспецстрой» от имени ее исполнительного директора Михаила Баракина в 15 часов 14 марта подписали соглашение о создании на территории республики заповедника по воссозданию редких видов леопардов. Подписи ставили в Москве. В частности, в документе указано, что Михаил Баракин вкладывает деньги безвозмездно. По данным «Фонтанки», инвестиции в такой проект оцениваются не менее чем в два миллиона долларов.
Не исключено, что уже летом этого года в заповедник прибудет президент Путин и по традиции выпустит на волю очередную большую кошку. И не исключено, что петербургскую.
Вид леопардов, о котором идет речь, занесен в Красные книги Международного союза охраны природы. К 2015 году популяция кошек в России выросла до 70 особей. На черном рынке такое животное стоит 250 – 300 тысяч евро. Курирует же программу сохранения леопардов глава президентской администрации Сергей Иванов.
Теперь совместим в поисковике фамилию Баракин с леопардом и увидим, что в апреле 2009 года новость о таинственном исчезновении котенка летала по России и миру. Многие в те дни иронизировали над тем, как в Петербурге именно у этого Михаила угнали «Мерседес» вместе с уникальным зверем. Притом инициировал новость он сам, честно назвав себя редактором небольшого частного журнала и пообещав вознаграждение в 70 тысяч евро. Тогда все продвинутые пользователи сошлись во мнении, что это, извините, вброс-промоушен.
Кстати, в сентябре того же, 2009 года Владимир Путин выпускал двоих самцов-леопардов в Сочинском национальном парке, а потом неоднократно их навещал. Сегодня в России два заповедника для них: в Сочи и в Приморском крае. Туда приезжают Дмитрий Медведев, Сергей Иванов с остальными важными государственными лицами. Так что в Дагестане будет третий.
- Михаил, в 16 лет вы объявили вознаграждение в 70 тысяч евро. Откуда деньги? – спросила «Фонтанка».
– А этого до вас никто не спрашивал.
- Отказываетесь отвечать?
– Ну, что скажу… Я был главным редактором журнала «Губернаторское телевидение».
Если бы автор статьи поддерживал обвинение в суде, он бы развел руками и повторил: «Присяжные, вы слышали: «Михаил заработал эти деньги, работая журналистом!»
– Леопард так и не нашелся?
– Увы.
– А это не того леопарда через пять месяцев выпускал в Сочи сам лидер нации?
– Меня же там не было.
Тема с леопардами вновь стала актуальна после того, как наш собеседник подписал договор с главой Дагестана. «Фонтанка» решила уже серьезно препарировать такого редкого земляка.
Родился Михаил в Петербурге в 1992 году в обычной семье. Отец занимался производством мебели, так что ничего выдающегося не заметно. Ну, еще родитель работал в Смольном при губернаторе Яковлеве в отделе госзакупок, но на рядовой должности. Мама – домохозяйка. Школу выбрали Михаилу самую непростую – 56-ю гимназию. Конечно, «Фонтанка» присмотрелась к его одноклассникам. Но, кроме внука Алисы Фрейндлих и внучки от первого брака бывшего министра обороны Сердюкова, ничего не нашла.
Заканчивает 11 классов Михаил экстерном в 2007 году и в 15 лет поступает на факультет журналистики в университет. Он зашел в профессию предельно политически грамотно. На творческий конкурс Баракин приносит первый номер неизвестного в городе журнала «Губернаторское телевидение». Михаил – главный редактор, совладелец (с согласия родителей несовершеннолетний может быть учредителем). Журнал соответствует масштабу его возраста – 9 глянцевых страничек размером 20 на 14 сантиметров. Писал и верстал явно сам.
Интересно, что СМИ не продавалось в рознице, а распространялось по подписке в Смольном и министерствах столицы.
- Вы помните юношу, который принес при поступлении на журфак свой журнал? – спросила «Фонтанка» депутата петербургского ЗакСа, а на 2009 год декана журфака Марину Шишкину.
– Конечно! Миша Баракин, – тут же ответила Марина Анатольевна.
- А кто это, откуда он такой?
– Клянусь, для самой тайна. Разгадаете – обязательно позвоните.
«Фонтанка» посмотрела и на второго учредителя издания «Губернаторское телевидение». И тут никаких всплесков: Евгений Тихомиров на 2016-й – обычный предприниматель.
А в том номере было интервью Михаила с ректором университета Людмилой Вербицкой. Они о ЕГЭ поговорили. И вы знаете, Михаил прошел конкурс на журфак.
Журнал еще существовал пару лет, выходил раз в три месяца. В следующем номере было уже интервью с Владимиром Путиным.
Потом несовершеннолетнее дарование взяло еще около 70 интервью. В том числе у патриарха, Дмитрия Медведева, а о зюгановых и жириновских и говорить не приходится. Журнал пользовался успехом у таких рекламодателей, как «Кока-Кола» и «Газпром». В нем продолжали появляться фотографии Михаила с директором Эрмитажа Пиотровским и следующим ректором СПбГУ Кропачевым.
«Губернаторское телевидение» замолчало лишь в 2010 году.
- Зачем это было нужно?
– Так интересно.
- Как репортер репортеру: откройте рецепт успеха?
– Повезло.
Но вскоре к журналистике Михаил потерял интерес. И тут у него все пошло кое-как. С третьего курса он переходит в Академию госслужбы.
С 12-го по 13-й год Михаил уже трудится в петербургском филиале «Татнефти» на позиции начальника отдела поддержки и развития бизнеса. Напомним, директором компании до сих пор является бессменный Раис Яркаев, он же председатель татарской диаспоры. Вместе с Михаилом там же работал Кирилл Мешков. Чуть позже Михаил становится помощником депутата Госдумы Ильдара Гильмутдинова, председателя всероссийских татар. Заметим, Гильмутдинов вместе с Алиной Кабаевой всегда идут в списке от «ЕдРа». Он третьим, она четвертой, после президента и премьер-министра Татарстана.
Уйдя из «Татнефти», Баракин напополам с Мешковым создают компанию «Петролиум инвест». Вы удивитесь, но фирма активно торговала нефтепродуктами с «Татнефтью». Что касается Кирилла Мешкова, то он сейчас работает в системе координат «Банка «Россия».
А у Михаила сегодня 8,91% акций ОАО «Совтрансавто» (цена компании на рынке – около 40 миллионов долларов), 50% «Главспецстроя» (восемь домов на Морской набережной компания возвела в 2008 году и более незаметна в Петербурге), 50% той же «Петролиум инвест».
Что еще? «Фонтанка» нашла авиаперелеты 2014 года Михаила в столицу. Рядом с ним на креслах сидели, так, на всякий случай, Кудрин и Греф. Но, оговоримся, мы не знаем, о чем они говорили, если разговаривали вообще.
Еще у Михаила в собственности несколько квартир, а живет он с семьей в самом-самом особняке Петербурга, что на 2-й Березовой аллее на Каменном острове. Цена жилплощади, не считая мест общего пользования, – минимум два миллиона долларов. Кого только в том доме нет: семьи Сергея Миронова и Фурсенко... Всех боязно и пересчитывать. Есть еще участок с домом, и, естественно, в Репино.
Из средств передвижения ГИБДД Петербурга зафиксировало новый «Роллс-Ройс», «Майбах» да «Тойоту Лэндкрузер» для охраны. При встрече с Михаилом «Фонтанка» обратила внимание и на мелочь – часы «Бланпа». Примерно такие же в августе 2009 года Владимир Путин подарил чабану в Туве.
Мы собрали в кучу интриги, но не нашли точки взлета.
- Какой официальный доход вы задекларировали в прошлом году? – спросила «Фонтанка» казенным тоном.
– У меня все точно в налоговой инспекции Петроградского района.
- Насколько точно? – еще скучнее.
– Накладную показать?
- Может, вы нашли клад? – вопрос-угроза.
– Не исключено, – ответ-посыл.
А еще Михаил Баракин думает о нас. Вспомним, что недавно «Фонтанка» сообщала, как одному петербургскому бизнесмену при эвакуации поцарапали бампер «Роллс-Ройса», а хозяин предложил пойти на мировую. Но при условии, если коммерсанты дадут ему слово не таскать больше машины от цирков и музеев, куда по выходным мы ходим с детьми. Теперь «Фонтанка» уточняет, что это был именно наш, на тот момент 23-летний, Михаил, и отмечает последовательный демократизм его идейных позиций.
Недавно «Фонтанка» оценила петербургские похождения юноши из Чечни на «Роллс-Ройсе». Машины у них, действительно, одинаковые, все остальное – разное.
Баракину исполнилось 24 года в этом январе. День рождения прошел на правительственной даче «К-2» на Каменном. (Без согласования в Смольном арендовать резиденцию человеку с улицы нельзя.)
Заканчиваем, если не разгадкой, то хотя бы сенсацией: своим гостям он продемонстрировал маленького, но леопарда.
Ко всему этому великолепию можно добавить, что Баракин отнюдь не золотая молодежь. Его нет ни в социальных сетях, ни в ночных клубах. Он, как говорится, вхож во властные кабинеты, а вокруг него замечены деловые люди и толковые юристы.
– Один из моих любимых девизов – «Не верить тем, кто не верит в мой успех», – это слова 14-летнего Михаила, сказанные в его первом интервью на ресурсе vacansia.ru в 2006 году.
«Фонтанка» гарантирует, что вскоре мы опубликуем полный диалог с Баракиным М. А.
Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»