С Петербурга ФСБ начала масштабную реализацию по руководителям Минкульта. В деле, как всегда, сотни миллионов. А где чиновники, там и бизнес. Под ударом первый номер на рынке реставрации - «БалтСтрой».
С вечера 14 марта все те, кто принимает хоть какие-либо взрослые решения в петербургском бизнесе и во власти, буквально висели на телефонах. Серьезные люди сначала обменивались слухами об обысках в холдинге «Форум» и задержаниях руководителей строительной компании «БалтСтрой», а затем анализировали ночную новость на «Фонтанке» о том, что мероприятия ФСБ связаны с уголовным делом о хищениях при реставрации крепости Изборск в Псковской области и лежат в сфере культуры.
«Фонтанка» раскопала интригу и смеет заявить парадоксальное: это так и не так.
Что касается «так», то действительно 14 марта оперативники центрального аппарата ФСБ вошли в кабинет к одному из самых богатых и влиятельных бизнесменов Петербурга – Дмитрию Михальченко. Кабинет, как многим в нашем городе известно, находится в здании холдинговой компании «Форум» в доме 17 по улице Красного Текстильщика. Чуть позже они вместе с бизнесменом доехали до его загородного дома на Нахимовском озере в Выборгском районе Ленобласти, где также провели обыск. Формально это связано с тем, что предмет интереса силовиков – строительная компания ЗАО «БалтСтрой» – входит в холдинг «Форум». Фактически же смысла обыскивать Михальченко, конечно, не было. То был жест, который «Фонтанка» называет «заодно». Но так заодно ФСБ показало, что в России нет неприкасаемых. А как «Фонтанке» практически с улыбкой ответил человек из ближайшего круга Михальченко, «это даже полезно, как прививка, чтобы не зазнаваться».
Настоящий удар на себя принял учредитель и, как он сам себя называл в интервью, стратегический директор «БалтСтроя» Дмитрий Сергеев. В этом месте надо на секунду остановиться и подчеркнуть: «БалтСтрой» на рынке реставрационных работ в России – игрок №1.
По информации «Фонтанки», миллиардера Сергеева остановили по пути в аэропорт Пулково. Заодно спецназ кувалдой помял его машину. И тут смысл лежит в плоскости демонстрации, кто в РФ первый. Примерно в то же время были задержаны еще несколько коллег Сергеева. Но все, кроме него и управляющего «БалтСтроя» Александра Коченова, были отпущены. Двое оставшихся провели ночь на Литейном, 4, и не исключено, что их увезут не просто в Москву, а в само Лефортово.
А вот теперь можно перейти к самой главной части события – резонансные обыски в Петербурге являются лишь страницей этой новеллы. По информации «Фонтанки», службы ФСБ России на протяжении прошлого года занимались дружной группой высокопоставленных чиновников Минкульта. Если поименно, то это заместитель министра культуры Григорий Пирумов, директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борис Мазо, его заместители Вадим Мурадян, Олег Иванов и Артем Новиков. Эту информацию читатель может сверить с уже публичной новостью – о задержании в Ростове Пирумова, Мазо и Иванова и обысках в самом Минкульте.
По данным «Фонтанки», процессуальной базой, с которой стартовала ФСБ, является уголовное дело, возбужденное Следственным комитетом Псковской области по злоупотреблению должностными полномочиями. Датировано оно еще маем 2013 года. А в октябре 2014 года из этого дела были выделены материалы в отношении руководства ЗАО «БалтСтрой» и ЗАО «Служба заказчика».
Что касается «Службы заказчика», то ее послужной список скромнее «БалтСтроя». В последние годы компания, главный офис которой расположен в Петербурге, постоянно выигрывает конкурсы на технический надзор за проведением ремонтных, реставрационных или аварийно-спасательных работ на исторических объектах. Так, в 2015 году из 68 ее контрактов на общую сумму в 56 миллионов рублей только пять были заключены не с Минкультом. Среди обслуживаемых объектов — Каменноостровский дворец, мастерская Аникушина, Эрмитаж, Изборская крепость.
В результате дальнейшего хода бумаг в Следственной службе УФСБ по Петербургу и Ленобласти было возбуждено еще одно уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере. Теперь же, по мнению следствия, установлено, что при выполнении ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия «Ансамбль Изборской крепости» из 297 выделенных миллионов объем невыполненных работ составил 186 миллионов рублей. В том же 2012 году «БалтСтрой» получил в Пскове еще один контракт Минкультуры — на реконструкцию Псковского академического театра. По данным ФСБ, на этом объекте не были выполнены работы на 73 миллиона рублей из выделенных полутора миллиардов.
Но не стоит думать, что ФСБ интересует только «БалтСтрой» – в материалах дел фигурируют также и другие организации. Это некоммерческое партнерство «Большое Золотое кольцо», переименованное в 2014 году в «Народную реставрацию». (В последнее время под патронатом Минкульта в лице министра Мединского и его зама Пирумова НП запустило программу по привлечению средств россиян для проведения реставрации исторических зданий.) Указан и коммерческий банк «Нефтяной Альянс», акционером которого, кстати, является задержанный 15 марта замминистра культуры Пирумов.
По словам нашего собеседника в центральном аппарате ФСБ: «Мы достаточно долго контролировали телефоны фигурантов, чтобы знать, как и где они встречались в Москве и во время выездов в регионы, подбирая нужные компании для конкурсных процедур и удаляя из процесса несговорчивых, то есть тех, кто не готов был платить озвученные откаты».
По информации нашего издания, ФСБ даже установила и долго контролировала своеобразную финансовую "прачечную" – конкретный расчетный счет в Санкт-Петербургском филиале Промсвязьбанка, через который велось обналичивание бюджетных средств для последующих благодарностей чиновникам.
Что касается госслужащих Минкульта, то следствие выделяет двоих: все того же замминистра Пирумова и заместителя департамента Минкульта Артема Новикова. Второй, судя по всему, интересен своим отцом – директором по строительству «Эрмитажа». Как «Фонтанке» прокомментировали в Москве, «у этих чиновников Минкульта действительно наблюдается повышенный интерес к проектам, реализуемым в Российской национальной библиотеке, Русском музее, Академии русского балета имени Вагановой и Эрмитаже».
Безусловно, такого эффекта не было бы без одобрения директора ФСБ Александра Бортникова, который весь день 15 марта, пока продолжались обыски и задержания топов Минкульта, находился на коллегии МВД плечом к плечу с Владимиром Путиным.
Ну а на "десерт" «Фонтанка» узнала условное наименование этой оперативной разработки. Имя ей дали еще в начале 2015 года – «Лжецы».
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"