Евгений Бонд обвел вокруг пальца и Смольный, и прессу. Введя в игру футболиста Вячеслава Малафеева и не существующий британский фонд, он приобрел три жилых комплекса на 2,5 тысячи квартир.
Предприниматель с неоднозначной репутацией Евгений Бонд очаровал Смольный легендой о британском инвесторе Docklands Investment Funds и приобрел сразу три проблемных жилых комплекса в поселках Ленсоветовском и Мурино. А попутно в шутку открыл на имя Вячеслава Малафеева английскую фирму. Футболист в бешенстве. Дольщики паникуют. В комитете по строительству пожимают плечами.
В январе этого года СМИ сообщили – на рынок недвижимости Петербурга заходит британский фонд Docklands Investment Funds. Основан в 1927 году. Годовой оборот – 3 млрд фунтов стерлингов. Для начала компания объявила о выкупе сразу у трех застройщиков проблемных объектов, связываемых с семьей Александра Ортина. Ни много ни мало – 14 домов на 2,5 тысячи квартир, значительная часть из которых продана дольщикам.
Первой сменила учредителей компания "Ареал", которая возводит в Ленсоветовском ЖК "Вариант". Затем дошла очередь до ленсоветовского же ООО "Титан". И, наконец, в конце февраля сделку закрыли по ООО "Спецкапстрой СПб" – застройщику ЖК "Воронцов" в Мурино.
Поначалу дольщики радовались, больно уж медленно шло строительство их комплексов. Дома "Титана", к примеру, обещали сдать в 2013 году. Но потом радость прошла. "В начале марта нам поступил звонок с предложением перезаключить договор на квартиру в другом корпусе либо доплатить", – рассказывает одна из дольщиц "Ареала" Галина. Вскоре такие же рекомендации начали поступать и остальным покупателям. Менеджеры компании объясняли предложения то найденными пустотами в фундаменте, то корректировкой проекта и изменением планировок.
Тогда-то дольщики выяснили, что все три компании оформлены не на британский фонд, а на частных лиц, которые тесно связаны с известным в Петербурге предпринимателем Евгением Бондом. С владельцем "Титана" Русланом Аникеевым его объединяет работа в ЖСК "Невская звезда". На посту предправления кооператива Бонда в прошлом году сменила близкая родственница Руслана – Людмила Аникеева. Гендиректор "Ареала" и "Спецкапстроя СПб" Василий Долгополов ранее мелькал в прессе как представитель фирмы Евгения Бонда "Девелопмент групп". А собственник "Ареала", по признанию предпринимателя, является его хорошим знакомым.
Евгений Бонд, ранее – Дондурей, – известная фигура на рынке петербургской стройки. В начале 2000-х имя его компании "РосГлавМатериалы" оказалось в гуще скандала из-за конфликта с Mirax Group Сергея Полонского. Тогда "РГМ" проиграли схватку, а Бонд уехал в Лондон. Уже в 2010-х предприниматель "засветился" вновь. Вместе с женой Ириной они построили несколько многоквартирных домов на участках для индивидуального строительства. Объекты признали самостроями, а в отношении бизнесмена возбудили уголовное дело по статье "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере". Новое предприятие Бонда – уже третья попытка зайти на строительный рынок.
"Фонтанка" решила проверить, что за фонд представляет Евгений Бонд в Петербурге, но Docklands Investment Funds в официальном реестре юрлиц Англии не нашла. Зато обнаружила фирму со схожим названием – Docklands Investment Capital. По данным реестра, в декабре прошлого года ее основал вратарь ФК "Зенит" Вячеслав Малафеев.
О собственном заокеанском бизнесе зенитовец услышал от корреспондента впервые. И предложил обсудить его в офисе своего агентства недвижимости "М 16". "Фонтанка" пришла, но услышала объяснения не от Малафеева, а от Евгения Бонда, который явился без приглашения. После закрытой беседы с вратарем "Зенита" предприниматель немного нервничал и сознался – это он учредил компанию DIC без ведома футболиста.
– Это была не очень удачная шутка. Я восемь лет прожил в Лондоне и знаю, как сложно зарегистрировать компанию. Нужно собрать очень большой пакет документов. Я нашел какой-то сайт, и там было написано, как просто зарегистрировать компанию за 16 фунтов стерлингов. Я взял и вписал Вячеслава Малафеева учредителем, а Александра Комарова (партнер Малафеева. – Прим. ред.) – директором.
Евгений Бонд согласился ответить и на другие наши вопросы.
- Давайте определимся с вашим статусом. Какое отношение вы имеете к приобретению трех жилых комплексов?
– Моя дочь, Алена Дондурей, работает в финансовой компании Docklands Estates. Эта компания занимается инвестициями в различные страны. Ее владелец несколько раз приезжал сюда и изъявил желание дать несколько миллионов фунтов под интересный проект. Я представляю Docklands Estates. У меня есть официальный договор.
В реестре английских компаний действительно числится компания Docklands Estates. Согласно отчетности, она учреждена в 2002 году и относится к малому бизнесу. То есть ее минимальный оборот составляет не более 6,5 млн фунтов стерлингов в год (640 млн рублей), а баланс – до 3,26 млн фунтов.
- Но почему все компании-застройщики оформлены не на Docklands Estates?
– Учредителями являются физлица, но деньги мне перечисляют из Лондона. Docklands Estates предоставляет коммерческий заём.
- Можете рассказать, как вы планируете завершать строительство домов?
– Есть бизнес-план, который почти готов. Мы его не могли подготовить ранее, потому что у нас не было информации по всем дольщикам. Когда мы купили компанию "Ареал", нам сказали, что у нее 560 дольщиков, на самом деле их больше.
- Как же так, вы сначала приобрели компаню, а потом готовите бизнес-план?
– Там небольшие расхождения, примерно 100 млн. Это не очень большие деньги для этого проекта.
- И все-таки, когда будут введены дома?
– Один из корпусов ЖК "Вариант" будет сдан в первом квартале 2017 года.
- А остальные?
– Есть графики.
- Вы не помните?
– Какие-то во втором, какие-то в третьем квартале.
- Дольщики сообщают о предложениях доплатить за свои квартиры.
– Во-первых, такого не было. Но могу сказать, что без этого не обойдется, им придется доплачивать. По-другому объект не достроить. Всего на достройку объектов нужно 3 млрд рублей. У нас кредитный лимит – 500 млн, остальные – средства дольщиков. Люди будут доплачивать в соответствии с рыночной стоимостью квартир на данный момент. Также планируется увеличение площади "Ареала" на 18 тысяч кв. м. Мы хотим внести изменения в проект и увеличить до 12 этажей практически весь комплекс.
- А где вы живете – в Петербурге или в Лондоне?
– Я живу в Петербурге. Возвращаться в Лондон пока не планирую.
- Ранее в отношении вас было возбуждено уголовное дело.
– Да. Было 13 эпизодов. Строили жилой комплекс и задолжали 13 компаниям. Уголовное дело было закрыто за сроком давности.
- Так почему вы сами не стали учредителем в приобретенных компаниях?
– Меня не любят в этом городе.
Итоги беседы бизнесмена с Вячеславом Малафеевым уже известны – она завершилась заявлением в полицию. В свою очередь, "Фонтанка" попросила бизнесмена выслать графики достройки трех жилых комплексов. Но писем пока не поступило.
Между тем работы на площадке "Ареала" уже возобновились. Правда, к организации этого процесса могут возникнуть вопросы. Генподрядчик проекта – ООО "Управление квартальной застройки" Ильи Ламова. Компания не состоит ни в одной саморегулируемой организации, то есть не имеет необходимых допусков для ведения строительных работ.
К компании уже предъявляет претензии и один из ее бывших сотрудников – Антон Горчев. По его словам, по договоренности с руководством, он закупил и оплатил на свои деньги партию кирпича стоимостью 240 тысяч рублей, но не получил эти средства назад.
"Фонтанка" спросила и комитет по строительству, знает ли он, что достраивать проблемные комплексы будет Евгений Бонд. Его компания "Девелопмент групп" внесена в черный список ведомства. В Смольном восприняли информацию с удивлением, пояснив, что не обязаны контролировать частные сделки, но обещали ее проверить.
Антонина Асанова,
"Фонтанка.ру"