Округ «Ульянка» можно смело называть не муниципалитетом, а трестом. Ведь ключевые роли в нем играют выходцы из корпорации «Двадцатый трест» депутата ЗакСа Сергея Никешина. «Фонтанка» продолжает разбираться в генеалогии петербургских муниципалитетов.
Муниципалитеты Петербурга можно разделить на две условные группы. В первой большинство депутатов завязаны на главу совета, являются его давними соратниками и партнерами по бизнесу (например, «Дачное» Вадима Сагалаева). Во второй неформальный хозяин округа работает на ступеньку выше – в Законодательном собрании. К этой группе относится МО «Ульянка» – вотчина депутата от «Единой России» и председателя комиссии по городскому хозяйству Сергея Никешина.
Биография Никешина является ключом к пониманию того, что происходит в муниципальном округе «Ульянка». Хотя сам депутат не живет на юго-западе с начала 1990-х годов, а его квартира в 344 кв. м, указанная в последней декларации, и вовсе расположена на элитном Каменном острове, совсем не похожем на каменные джунгли кварталов вокруг проспекта Ветеранов.
Впрочем, обвинить его в том, что он не знает свой округ, нельзя. Никешин является старожилом городского парламента: еще в 1990 году он избрался в ленинградский Совет народных депутатов, а в 1994-м – в Законодательное собрание, пришедшее на смену упраздненному горсовету. С тех пор он пользуется неизменной поддержкой у жителей Ульянки, не пропустив ни одного созыва.
Возможно, любовь избирателей связана с тем, что Никешин начинал свою карьеру с самых низких ступенек – плечом к плечу с теми, кто теперь стабильно ставит галочку напротив его фамилии. Согласно официальной биографии, на заре своей трудовой деятельности он был обычным рабочим, потом дорос до мастера, затем – до прораба. Так, к излету перестройки Сергей Никешин встал во главе крупного государственного предприятия кирпичного домостроения «Двадцатый трест». Классическая советская биография.
Некоторые недоброжелатели поговаривают, что у его карьеры якобы была хорошая поддержка в виде начальника Главного управления по жилищному и социальному строительству Ленстройкомитета Владимира Гольмана, который был женат на старшей сестре Никешина. Однако «Фонтанка» не верит ни в какие сплетни и против разрушения образцовой истории успеха в социалистическом обществе.
Трест, который почти лопнул
В начале 1990-х годов махина «Двадцатого треста» прошла через процедуру приватизации и, в соответствии с традицией тех лет, стала собственностью «красного директора». То есть Сергея Никешина. «В первой половине 1990-х годов "Двадцатый трест" стал крупным подрядчиком городской мэрии, насколько, конечно, государственный заказ тех лет можно назвать "крупным". Это помогло компании выжить и даже расшириться: в лучшие годы ей принадлежала небольшая пивоварня и даже 80% акций футбольного клуба "Зенит", игравшего тогда в первой лиге», – рассказывает один из тогдашних сотрудников треста.
Но если бы не громкая история со строительством «башни Петра Великого», то о «Двадцатом тресте» сейчас помнили бы только ветераны строительного рынка. Деловой центр высотой в 130 метров должен был появиться в устье реки Смоленки на Васильевском острове. Несмотря на протесты градозащитников, в конце 1993 года «Двадцатый трест» получил из городского бюджета льготную ссуду в 2,5 млрд рублей под 6% годовых. Залогом служили 55 служебных автомобилей корпорации.
Лоббируя получение кредита, «Двадцатый трест» ссылался на готовность некоей английской компании вложиться в проект. Правда, уже после получения денег выяснилось, что строить первый петербургский небоскреб придется собственными силами. Однако в итоге никакая башня так и не была построена, а следы бюджетных денег затерялись. Их не нашли даже в рамках уголовного дела, благополучно закрытого после переезда тогдашних руководителей Смольного в Кремль и Белый дом. Хотя следствие занималось не только башней: правоохранительные органы также интересовала история с выделением бюджетных денег «Двадцатому тресту» на реконструкцию монастыря в Израиле. А также на организацию отдыха ветеранов на базе отеля в Испании, принадлежащего корпорации.
Вскоре начался закат «Двадцатого треста». Он прошел через целый ряд реорганизаций и арбитражных судов и сейчас представляет собой вполне заурядную строительную компанию, которая управляет несколькими объектами в городе. В частности, это здание бывшего Управления механизации «Двадцатого треста» на Краснопутиловской, 65, где сейчас располагаются автосалоны. По данным Росреестра, и земельный участок, и сам комплекс находятся в собственности компаний «Консалтинвест» и «Автоцентр – Северная стрела». Обе на 100% принадлежат Сергею Никешину.
Кроме того, «Двадцатый трест» владеет бизнес-центром на Портовой улице, зарегистрированным на компанию «Т-Три» Сергея Никешина. А также санаторием «Зеленый город» недалеко от поселка Каннельярви на Выборгском перешейке: по данным Росреестра, депутат ЗакСа контролирует его на 100% через одноименную компанию. Наконец, сейчас на перекрестке проспекта Ветеранов и улицы Солдата Корзуна возводится спортивный центр со встроенными коммерческими площадями. Застройщик – ООО «Дефис» все того же Никешина.
На заборе вокруг площадки долгое время красовалась надпись «Строительство по программе Сергея Никешина», так что жители «Ульянки» в очередной раз смогли убедиться, что поставили правильную галочку на последних выборах в ЗакС.
Давние соратники
Мы не зря так подробно остановились на бизнесе Сергея Никешина. Ведь ключевые фигуры в МО «Ульянка» связаны как раз со структурами «Двадцатого треста».
Так, нынешний глава округа Николай Киселев трудился с Никешиным еще в 1990-е годы, а одно время входил в число учредителей ныне ликвидированного ЗАО «Корпорация Двадцатый трест».
Как говорят давние знакомые Никешина, изначально Киселев занимался гуманитарным направлением бизнеса «Двадцатого треста» – изданием полиграфической продукции под вывеской компании «Два-Три». Эта же компания готовила ролики для телевидения.
В «Два-Три» работал и нынешний глава администрации «Ульянки» Николай Шишкун. На этом их работа на Никешина не ограничивалась: например, Шишкун возглавлял фонд «Развития атлетизма» – как известно, депутат ЗакСа от «Единой России» профессионально увлекается пауэрлифтингом.
А вот депутат «Ульянки» Анатолий Солдатов, наоборот, изначально занимался в «Двадцатом тресте» строительными делами – в частности, возглавлял «Передвижную механизированную колонну №3». Сейчас он возглавляет другую производственную структуру своего многолетнего патрона – компанию «Ульянкастрой».
Сын депутата Игоря Куричкиса, Станислав Куричкис, является руководителем компании «Дефис». Той самой, которая сейчас строит «по программе Сергея Никешина» спортивный комплекс на углу проспекта Ветеранов и улицы Солдата Корзуна. Кроме того, он ранее был директором компании «Консалтинвест», на которую зарегистрировано здание и земельный участок на Краснопутиловской улице.
Важную роль в жизни округа играет фонд «Ульянка». «Через него идет работа с активной частью электората», – дипломатично поясняет роль этой организации местный политический активист. Как указано на сайте Сергея Никешина, фонд помогает малообеспеченным семьям, оказывает юридическую помощь, организовывает праздники. В открытых источниках есть информация о том, что раньше «Ульянка» получала бюджетные субсидии для социальной помощи населению.
Одним из учредителей фонда является Сергей Никешин, который долгое время возглавлял Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа. А этот комитет, как известно, играет ключевую роль при распределении так называемой «поправки БФК» – неформального права депутатов перебросить часть расходных обязательств бюджета на другие нужды. Как правило, деньги достаются всевозможным общественным организациями, зачастую аффилированным с народными избранниками.
Сейчас фонд «Ульянка» возглавляет депутат округа Татьяна Егорова – жена умершего Сергея Егорова, который долгое время был соратником Никешина. До нее пост директора фонда занимал нынешний глава округа Николай Киселев. При этом и Егорова, и Киселев, и руководитель местной администрации Шишкун в разное время трудились в Законодательном собрании и получали там зарплату.
Слово депутата
В декларации Сергея Никешина о доходах и имуществе нет ни здания на Краснопутиловской, ни санатория в Ленинградской области. Однако сам депутат не видит в этом ничего криминального. «В соответствии с законом, я передал все активы в доверительное управление. На эту тему дважды проводилась проверка специальной комиссии Законодательного собрания и городской прокуратуры», – написал он корреспонденту «Фонтанки».
Для ответа на вопрос о том, почему ключевые роли в «Ульянке» играют выходцы из «Двадцатого треста», Сергей Никешин посоветовал обратиться к избирателям. «Аналогичный вопрос вы можете задать Дмитрию Анатольевичу Медведеву: как так получилось, что половина министров правительства – из Петербурга?»
Читайте также